Как помочь пятикласснику? выступление на родительском собрании в пятом классе в период адаптации к условиям обучения в средней школе.
Выступление педагога- психолога
на родительском собрании в 5-х классах
«В первый раз в пятый класс»
Для пятиклассника , приходящего 1 сентября в школу многое оказывается новым. Любой учитель скажет, что трудным этот период является не только для ученика, но и для родителей и учителей. Поэтому возникает необходимость в процессе адаптации- привыкания к новым условиям.
Успешность адаптации зависит не только его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Дети привыкшие к контролю учителя «вырываются на свободу», они больше предоставлены сами себе, уровень самостоятельности и самоконтроля повышается. По свидетельству физиологов в этом возрасте у большинства детей начинаются процессы гормональной перестройки в связи с этим происходит замедление темпа деятельности, снижается работоспособность. Дети чаще отвлекаются, могут становится невнимательными, раздражительными, неадекватно реагировать на замечания.
Общение со сверстниками выходит на новый уровень.Дети хотят чувствовать себя частью коллектива, быть признанными друзьями. Что часто приводит к в противостоянию с родителями, снижению авторитета родителей. Условия школьной жизни тоже заметно изменились:
-возрос темп работы;
-возрос объем работы в классе и объем домашнего задания;
-новые требования оформлению работ;
-увеличение числа предметов и учителей.
Все эти объективные и субъективные причины приводят к трудностям в процессе адаптации, который может длится от 1 до 6 месяцев. В случае трудностей в процессе адаптации о них могут свидетельствовать признаки:
- усталый внешний вид;
-нежелание делиться впечатлениями о школе;
-нежелание выполнять домашние задания;
-негативные характеристики в адрес школы и учителей;
-жалобы на события , связанные со школой;
-беспокойный сон, вялость при пробуждении;
-постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае незавершения процесса адаптации можно говорить о дезадаптации, неспособности приспособиться к новым условиям.
Таким образом, наша общая задача заключается в создании условий для успешного обучения пятиклассиков. Родители должны интересоваться школьными делами, отмечать состояние школьника, при необходимости консультироваться с классным руководителем, сообщать ему о всех проблемах , которые возникают у ребенка. Очень важно сейчас помочь, поддержать детей , чтобы они смогли успешно учиться и развиваться в дальнейшем.
15