Классный час Поговорим о дружбе 2 класс

Классный час «Поговорим о дружбе»             
Цели :
Обсудить с учащимися смысл слова “дружба ”, научить различать настоящую дружбу от простого общения.
Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Оборудование: таблицы “ Законы дружбы ”, В. И. Даль “  Толковый словарь ”, словарь синонимов,  рассказ С. Косова “ Терёшка ”, наборы пословиц, рисунки учащихся.
                                                          Ход классного часа
I. Организационный момент.
Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать и беседовать.
II. Вступительное слово.
Учитель:
–  Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.
На доске открывается запись:
ДОБРЫЕ
РАССУДИТЕЛЬНЫЕ
УМНЫЕ
ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ
БОЕВЫЕ АКТИВНЫЕ
 – Прочитаем все вместе слова, которые помогут нам хорошо работать сегодня на классном часе.
–  Какое слово здесь «спряталось»  ? (Дружба)
–  Правильно, сегодня мы поговорим о дружбе. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу хорошее настроение!
Песня «Ты да я да мы с тобой»
III. Беседа.
–   Нет на свете человека, который не задумывался, что такое дружба?
Ожегов
Дружба -
Учитель:
 – Друг, приятель, товарищ.
Давайте подумаем, чем эти слова отличаются друг от друга?
Я прочитаю определения, а вы догадайтесь,  о ком идёт речь.
- близкий знакомый (приятель);
- человек, близкий кому-нибудь по взглядам, общей работе (товарищ);
- это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, несёт ответственность за него, волнуется, тревожится, переживает (друг).
Дружба и приятельские отношения – это одно и то же?
Может ли быть много друзей?

Учитель:
–    Вот сколько разных объяснений, высказываний о дружбе мы услышали. Но у нас возникает ещё много вопросов:
–  А каждый ли может быть другом?
–  Что нужно делать, чтобы найти друга?
Давайте сегодня в ходе нашего классного часа постараемся выработать “ законы дружбы ”, которые помогут вам ответить на все эти вопросы.
IV. Обсуждение проблемных ситуаций.
Ситуация 1
Послушайте стихотворение А. Барто “Требуется друг”.
Все живут – не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: – Дружи со мной, Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы, как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: – Но ты учти –  Ты во всём должна идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной: Ты дружи со мной одной! Есть разряд у Ильиной И спортивный свитер, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, Стану знаменитой! Все пятёрки до одной У Светловой Нади. Я прошу: – А ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим. Будешь ты меня спасать –  Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: – Молчала бы! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг Напишу я объявление: “Срочно требуется друг!”
–  Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?
На доске появляется первый закон дружбы:
“Не будь эгоистом, проявляй заботу о друге”.
Ситуация 2
Учитель читает рассказ С. Косова “Терёшка”.
      Заболел у Терешки друг его, Павлик. Все ребята на экскурсиях бывали, за ягодами ходили, грибные места присматривали, а Павлик    никуда. Только и ходу ему, если мать сведет в больницу. Тощий он стал, бледный.
Пришел раз Терешка из лесу, ягод ему принес.
   Эх, Павлик, одну поляну знаю!.. Клубники, земляники столько...
Павлик улыбается. Понимает, что Терешка подзадоривает его, чтобы в лес пойти.
    Не дойду я,   говорит Павлик.
    Может быть, дойдешь - как-нибудь! Посмотрел бы ты, какая поляна... Лето пройдет, а ты и ягод вдоволь не поешь. Пойдем. И гербарий нам составлять надо.
  Лицо у Павлика делается печальным:
    Нет, не дойду... Кабы лошадь у председателя колхоза попросить...
   Лошадь не дадут. Сейчас лето, работают. Лошадей даже в село не приводят    в поле с ними ночуют.
Павлик молчит.
Терешка обводит избу глазами. Лежит Павлик один   все в поле. На столе у изголовья стоит желтый пузырек с наклейкой. Рядом чашка с молоком. В избе тишина. Большая муха бьется в закрытое окно и жужжит, жужжит без умолку.
У Терешки начинает щекотать в носу; жалко друга. Он вскакивает и со всех ног бросается домой.
Дома Терешка забирается на чердак, копается среди хлама, гремит старыми ведрами, худыми корытами, ворошит тряпье.
    Куда   она   запропастилась? -  ворчит он. Наконец находит то, что искал. Это маленькая деревянная тележка-ползунок
На другой день Терешка появился у дома Павлика. К тележке он привязал толстую веревку и обмотал ее тряпками, чтобы не резало плечо.
   Павлик,  выходи!   Поедем   за   ягодами!   закричал он под окном,
Павлик вышел к нему.
   И-и-го-го!    заржал   Терешка,   как   лошадь.   Стал по передку тележки бить пяткой,    скрести землю ногой, будто копытом.     И-и-го-го!
   Конь какой! засмеялся Павлик.
   Куда ты его потащишь? Он больной!   закричала из избы мать Павлика.
   Тетя Маша, я его на дачу... в лес повезу!                            
 –  Можно ли назвать Терёшку настоящим другом? Почему?
Третий закон дружбы:
“Радуйся успехам друга, помогай в трудную минуту”.
Ситуация 3
Послушайте историю, которую рассказал поэт Олег Григорьев в стихотворении “Кто прав?”
Сегодня Клоков дежурный у нас. Того, кто не мылся, не пустит в класс. Коля Сизов, его старый друг, Чтоб друга проверить, не вымыл рук. –   Пока не помоешь,– сказал ему Клоков, –  Не допущу тебя до уроков!  – Что ты? Да мы же друзья! С друзьями ведь так нельзя! –   А разве такими руками Здороваться можно с друзьями?
–   Прав ли Клоков? Почему?

“Будь искренним, говори только правду (делай это тактично).
Учитель:
–   Сейчас я хочу предложить каждой команде ситуацию. Через минуту постарайтесь найти из неё выход.
Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?
Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Как бы ты поступил?
Твой друг плохо учится, и тебе не разрешают с ним дружить. Как ты поступил бы?
Ситуация 4
Послушайте такую историю:
Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал в идущих неподалеку молодых ребят. Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться. Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят  и убежали. Правильно ли они поступили и почему?

“Друзей нельзя предавать”.
Ситуация 5
Петя с первого класса дружит с Алёшей, они вместе гуляют, играют, посещают кружок. Петя часто называет Алёшу «конопушкой», потому что на лице у Алёши много веснушек. Алёше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу. Какой совет дадите Пете?
«Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек»
Учитель:
–    Существует много законов о дружбе. Но это –  основные. Если вы будете их соблюдать, то станете настоящими друзьями. ( Слайд)
IV. Определение нравственных качеств настоящего друга (работа в парах).
Давайте, определим нравственные качества настоящего друга. На листочках напечатаны нравственные качества личности (на каждой парте один лист). Прочитайте их. Поработайте в парах, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.
Доброжелательность
Грубость                                
Лживость
Терпеливость
Уступчивость
Отзывчивость
Равнодушие
Заботливость
Вредность
Скупость
Честность
Щедрость
Драчливость
Жадность
Бескорыстность
Нетерпимость
Зависть
Тактичность
Ответственность
Льстивость
Подлость
Эгоизм
Хвастовство
Вежливость
Перечислите, какими нравственными качествами обладает настоящий друг?
(Карточки с положительными качествами прикрепляются на доску)
Где проявляются эти качества? (В поступках)

Стих “Друзья” читает ведущий 1
Бывают друзья на минуту,  За деньги, на день и на ночь, Когда им бывает удобно, Они испаряются прочь. Бывают друзья по несчастью, Бывают от скуки друзья, Бывают такие, которых Друзьями назвать и нельзя. Бывают друзья по привычке, Бывают друзья по любви, Бывают друзья по работе –  На то и коллеги они. Бывают друзья втихомолку, Бывают друзья напоказ, Бывают друзья и без толку, На целую жизнь и на раз. Бывают друзья и по письмам, Бывают друзья по пути, Бывают друзья от безделья, Да только друзья ли они? Бывают друзья понаслышке, Которых легко потерять, И все-таки нужно решиться, Чтоб другом кого-то назвать.
О. Редекоп
Классный руководитель: Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы для нашего класса.
Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы. Я давала задание группе ребят поработать над этим вопросом. Посмотрите, что они предлагают. (На экране первый вариант). Скажите, какие пункты нужно добавить на ваш взгляд? Или убрать.
Ученик читает пункты кодекса дружбы, и предлагают свои пункты.
Кодекс дружбы. Если хочешь быть хорошим и верным другом:
Будь верным в дружбе.
Делись с другом своими успехами и неудачами.
Умей слушать.
Оказывай другу моральную поддержку.
Сохраняй тайны своего друга.
Доверяй другу и будь уверен в нем.
Не будь назойливым и не поучай.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Не ревнуй друга к другим его друзьям.
Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
Радуйся успехам своего друга.
Дружба – это нравственное обогащение человека.
Все ваши предложения будут учтены и ребята доработают наш кодекс дружбы.
Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Надо быть добрым, справедливым честным и отзывчивым, надо стремиться, больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, и обязательно найдется тот, который станет тебе настоящим, верным другом. Настоящие друзья помогают друг другу, понимают и поддерживают друг друга, дорожат дружбой.
Внимание на экран. Настя представляет видеоролик о дружбе.
Ведущий 2: А сейчас послушайте одну притчу:
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
– Мама, что это за птицы? – спросил он.
– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
– Ай-ай, они украли у нас еду!
– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Тот, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. Ведь дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Дружба – это сила!
Ведущий 1:
Друзья – это редкое богатство!  Они готовы всегда выслушать тебя.  Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.
Классный руководитель: Покажите своим друзьям, как они вам дороги. Возьмите сердечки, которые находятся на столе, и подарите теплоту своего сердца, тому, кому подскажет вам ваше сердце.
Звучит песня “Друг” О. Газманова
VI. Конкурсы, задания.
Учитель:
– О дружбе есть много пословиц. Поиграем в игру “Собери пословицу”.
Для каждой команды – набор пословиц. Нужно собрать пословицы правильно.
1 команда:
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.
Один за всех, и все за одного.
2 команда:
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Верному другу цены нет.
Дружба как стекло, разобьёшь –  не сложишь.
3 команда
Человек без друзей, что дерево без корней.
Недруг подталкивает, а друг спорит.
Друг познаётся в беде.
Учитель:
– Есть много произведений детских писателей, в которых отображена тема дружбы. Давайте вспомним эти произведения и их героев.
1) Вспомним имя девочки, которая на север отправилась за другом  к Снежной Королеве.
(Герда, Г.Х.Андерсен “Снежная Королева”)
2).Всем знаком этот герой, И известно всем вокруг, Он большой для Гены друг. (Герой Э.Успенского Чебурашка).
3). Собрались однажды 4 музыканта, подружились.
Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей – музыкантов.
(“ Бременские музыканты ”, братья Гримм)
4). “  Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку, настоящего друга. Но мама была почему-то против, и всё-таки друг у меня появился, самый лучший в мире упитанный мужчина в расцвете сил, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька.” (А.Линдгрен, “Малыш и Карлсон”).
5). У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один всегда был рядом. Кто он? (Пудель Артемон)
- А сейчас мы поиграем. Игра называется “Это я, это я, это все мои друзья!”
Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечайте: “Это я, это я, это все мои друзья!
- Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
- Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?
- Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
- Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
- Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?
-Есть, ребята, между вами те, кто девочек не обижает?
-Есть, ребята, те, кто не бьётся и не дерётся?
И в заключении давайте вспомним замечательное стихотворение Р. Нехай “ Друг»
(Ученики читают стихотворение) Дружинин
VII. Итог занятия.
Наш классный час подошёл к концу. Давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда!
Мы будем дружить!
Все вместе исполняем песню “Друзья”
Учитель: Я желаю каждому из вас иметь настоящего друга и уметь дорожить дружбой.