Рабочая программа по факультативному курсу«Анатомия и физиология нервной системы» для учащихся 9 класса
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса
по «Анатомии и физиологии нервной системы» для учащихся 9 класса (17часов)
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» предназначена для предпрофильного обучения в 9 классе, специализированного на изучении биологических и химических дисциплин, и рассчитана на 0,5часа в неделю в течение одного полугодия (всего 17 часов). Составлена рабочая программа на основе методического пособия: Петунин О.В. Анатомия и физиология нервной системы: 10-11классы.-М.: Вентана-Граф, 2008.-96с.
Цель курса: углубленное изучение вопросов строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС) и сенсорных систем.
Основные задачи курса:
изучить особенности строения и функций нервной ткани, нервных волокон, нервов, спинного и головного мозга и органов чувств организма человека;
рассмотреть общие принципы управления процессами жизнедеятельности организма человека и роль ЦНС в регуляции, инициации и координации функций;
развить творческие способности обучающихся в процессе проведения самонаблюдений, выполнения лабораторных работ, написания и защиты рефератов;
способствовать определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение биологических и медицинских специальностей.
Ожидаемый результат:
-углубление и расширение представлений об анатомии и физиологии нервной системы
формирование аналитического мышления и исследовательских умений и навыков;
-выбора профессии в области медицины
Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга способов деятельности и углублении научных знаний.
Основные методы работы: теоретические исследования, прикладные, системные.
Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции, практические, лабораторные работы по решению задач, работа с литературой; работа в малых группах.
Зачет производится через тестирование, выполнение проекта.
Формы и методы контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемой теме, оценивание сообщений и качества выполняемых практических работ)
- зачетный практикум (описание и практическое выполнение обязательных практических заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса)
-обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности.
Критерии оценки успешности
Ученик получает зачёт при условии выполнения заданий 75-100% . В задания входят - решение задач, письменные ответы по карточкам, тестирование, успешные ответы.
Дополнительные балы ученик получает:
Использование Интернет технологий.
Выполнение заданий сверх обязательного минимума.
Презентационные доклады.
Последовательность разделов и тем программы обусловлена логикой развития основных анатомических и физиологических знаний о ЦНС и сенсорных системах и связана с переходом от общих вопросов к частным.
В конце изучения каждого раздела программы рекомендуется провести зачет и письменную контрольную работу. По завершении изучения курса возможно проведение зачета или итогового тестирования. В качестве приложений к программе приводятся примерные варианты вопросов зачетов, заданий контрольных работ по разделам и итогового тестирования по материалу элективного курса.
В содержании программы также приведен примерный перечень лабораторных работ и демонстрационных объектов по каждому разделу курса.
Тематическое планирование (17 часов)
Раздел программы
Всего часов
В том числе
теория
практика
Раздел 1. Общая анатомия и физиология ЦНС
7
6
1
Раздел 2. Частная анатомия и физиология ЦНС
4
3
1
Раздел 3. Анатомия и физиология периферической нервной системы
2
2
-
Раздел 4. Анатомия и физиология сенсорных систем
3
2,5
0,5
Итоговое тестирование по курсу
1
1
Итого
17
14,5
2,5
Основные требования
к знаниям и умениям учащихся
Обучающиеся должны знать:
особенности строения и функции нервной ткани, нейронов, нейроглии, нервов, нервных окончаний, синапсов;
свойства возбудимых тканей, биоэлектрические явления в животных тканях в состоянии покоя и возбуждения;
сущность рефлекторного принципа функционирования нервной системы, состав рефлекторной дуги, классификацию рефлексов;
способы и средства управления, характерные для организма человека и других животных;
строение и функции спинного и головного мозга и их отделов;
состав, закономерности строения и функционирования периферической нервной системы;
строение и функции сенсорных систем.
Обучающиеся должны уметь:
распознавать на таблицах и моделях структуры нервной системы и сенсорных систем человека;
устанавливать связи между строением и функциями, выполняемыми различными органами и структурами ЦНС и сенсорных систем организма человека;
пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения;
использовать текст учебника и иных пособий для составления таблиц, для работы с натуральными объектами;
готовить и делать сообщения, писать и защищать рефераты.
Литература для учителя
1. Алейникова, Т.В. Физиология центральной нервной системы : учебное пособие / Т.В. Алейникова, В.Н. Думбай, Г.А. Кураев, ГЛ. Фельдман. Ростов н/Д : Феникс, 2000.
2. Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учебное пособие для студентов). М. : Издательство «Институт практической психологии», 1998.
3. Беркинблит, М.Б. Задачи по физиологии человека и животных : экспериментальное учебное пособие / М.Б. Бер кинблит, А.В. Жердев, О.С. Тарасова. М. : МИРОС 1995.
4. Билич, ГЛ. Биология: Цитология, гистология, анатомия человека : учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов / ГЛ. Билич. СПб. : Союз, 2001.
5. Богданова, Т.Л. : справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова. М АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
6. Воробьева, Е.А. Анатомия и физиология / Е.А. Воробьева, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянникова. М. : Медицина, 1987.
7. Воронин, Л.Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека : книга для учителя / Л.Г Воронин, Р.Д. Маш М. : Просвещение, 1983.
8. Казаков, В.Н. Физиология в задачах : учебное пособие / В.Н. Казаков, В.А. Леках, Н.И. Тарапата. Ростов н/Д Феникс 1996.
9. Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем. Хрестоматия (учебное пособие для студентов). М. : Издательство «Институт практической психологии», 1998.
Литература для обучающихся
1. Батуев, А.С. Человек: основы физиологии и психологии : учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений / А.С. Батуев, Л.В. Соколова, М.Г Левитин ; под ред. А.С. Батуева. М. : Дрофа, 1998.
2. Биология. Человек : учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений / А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачев [и др.] ; под ред. А.С. Батуева. М.: Дрофа, 1998.
3. Драгомилов, А.Г. Биология: Человек : учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. М. : Вентана-Граф, 2005.
4. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека: учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии / М.Р. Сапин, З.Г Брыксина. М. : Просвещение, 2003.
5. Хрипкова, А.Г. Биология. Человек и его здоровье : учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / А.Г Хрипкова, Д.В. Колесов. М. : Просвещение, 1997.
Информационные источники
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
Учебно-тематический план (17 часов)
№ урока
Тема урока
Количество часов
Умения и навыки
Формы контроля
Всего
Теория
Лабораторные работы
Раздел 1. Общая анатомия и физиология ЦНС
1
Предмет и задачи анатомии и физиологии ЦНС. Нервная ткань. Нейроны и их строение
1
1
-использовать текст учебника и иных пособий для составления таблиц, для работы с натуральными объектами;
-пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения;
текущий контроль
2
Классификация нейронов по выполняемым ими функциям. Нейросекреторные клетки. Нейроглия
1
0,5
0,5
-использовать текст учебника и иных пособий для составления таблиц, для работы с натуральными объектами;
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения;
текущий контроль
3
Нервные волокна и нервы, их строение и типы
1
1
использовать текст учебника и иных пособий для составления таблиц, для работы с натуральными объектами;
- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения;
текущий контроль
4
Нервные окончания и их типы. Рецепторы. Синапсы
1
1
-пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения;
текущий контроль
5
Возбудимые ткани и их свойства. Биоэлектрические явления в клетках возбудимых тканей. Проводимость нервной ткани
1
1
устанавливать связи между строением и функциями, выполняемыми различными органами и структурами ЦНС и сенсорных систем организма человека;
текущий контроль
6
Рефлекс и рефлекторная дуга. Типы рефлекторных дуг. Классификация рефлексов
1
0,5
0,5
устанавливать связи между строением и функциями, выполняемыми различными органами и структурами ЦНС и сенсорных систем организма человека;
текущий контроль
7
Процессы управления в живых системах
1
1
использовать текст учебника и иных пособий для составления таблиц, для работы с натуральными объектами;
обобщающий
Всего
7
6
1
Раздел 2. Частная анатомия и физиология ЦНС
8
Строение и функции спинного мозга человека
1
1
использовать текст учебника и иных пособий для составления таблиц, для работы с натуральными объектами;
текущий контроль
9
Головной мозг человека. Строение и функции продолговатого мозга, варолиева моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга
2
1
1
устанавливать связи между строением и функциями, выполняемыми различными органами и структурами ЦНС и сенсорных систем организма человека;
текущий контроль
10
11
Строение и функции большого (конечного мозга)
1
1
использовать текст учебника и иных пособий для составления таблиц, для работы с натуральными объектами;
обобщающий
Всего
4
3
1
Раздел 3. Анатомия и физиология периферической нервной системы
12
Общие сведения о периферической нервной системе. Спинномозговые черепные нервы
1
1
устанавливать связи между строением и функциями, выполняемыми различными органами и структурами ЦНС и сенсорных систем организма человека;
текущий контроль
13
Вегетативная нервная система
1
1
готовить и делать сообщения, писать и защищать рефераты
Обобща-ющий
Всего
2
2
Раздел 4. Анатомия и физиология сенсорных систем
14
Понятие об органах чувств и сенсорных системах. Значение зрения. Строение глаза. Функции органа зрения
1
1
распознавать на таблицах и моделях структуры нервной системы и сенсорных систем человека
текущий контроль
15
Строение и функции органов слуха и равновесия
1
0,5
0,5
распознавать на таблицах и моделях структуры нервной системы и сенсорных систем человека
текущий контроль
16
Строение и функции органов обоняния, вкуса и осязания
1
1
распознавать на таблицах и моделях структуры нервной системы и сенсорных систем человека
обобщающий
Всего
3
2,5
0,5
17
Итоговое тестирование по курсу
1
1
готовить и делать сообщения, писать и защищать рефераты.
зачетный практикум
Всего
1
1
Итого
17
14,5
2,5
Содержание программы
Блоки знаний, выделенные курсивом, не предназначены для изучения при 17-часовом планировании.
Раздел 1
Общая анатомия и физиология ЦНС
Предмет и задачи курса «Анатомия и физиология ЦНС и сенсорных систем».
Нервная ткань. Нейроны и их строение. Тело нейрона (ядро, цитоплазма, нейрофибриллы) и отростки нейрона (аксоны, дендриты). Функции аксонов (отведение нервных импульсов от тела нейрона) и дендритов (восприятие раздражения и проведение нервных импульсов к телу нейрона). Классификация нейронов по количеству отростков (униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные) и по выполняемым функциям (аффекторные, или чувствительные; ассоциативные, или вставочные; эффекторные, или исполнительные). Нейросекреторные клетки, особенности их строения и значение.
Нейроглия и ее функциональная значимость. Особенности и значение шванновских клеток, олигодендроглии, микроглии и глиалъных макрофагов.
Нервные волокна и нервы. Нервные волокна, их типы (миелиновые и безмиелиновые), строение и значение. Дегенерация и регенерация нервных волокон. Нервы, их строение, значение и классификация (центростремительные, центробежные и смешанные).
Нервные окончания и их деление на группы по функциональному признаку (эффекторы, рецепторы, иные концевые аппараты). Двигательные и секреторные эффекторные нервные окончания и их роль. Рецепторы, их значение и классификация по специфичности воспринимаемого раздражения (механорецепторы, барорецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, терморецепторы и др.), по особенностям строения (свободные и несвободные окончания), по месту воспринимаемого стимула (экстерорецепторы и интерорецепторы).
Синапсы, их классификация (аксосоматические, аксодендрические, аксоаксоналъные; электрические, химические), значение синапсов. Медиаторы синаптической передачи (аце тилхолин, катехоламины, аминокислоты). Возбуждение и торможение в ЦНС. Тормозные синапсы.
Возбудимые ткани (нервная, секреторная и мышечная) и их свойства. Источники электричества в живых тканях. Биоэлектрические явления, возникающие при возбуждении клетки. Мембранный потенциал покоя. Деполяризация. Мембранный потенциал действия и его функциональное значение. Закон «всё или ничего». Инактивация. Период рефрактерности и его продолжительность. Лабильность. Реполяризация и ее роль. Проводимость нервной ткани.
Рефлекс и рефлекторная дуга. Состав рефлекторной дуги (афферентная, центральная и эфферентная части). Количество нейронов, участвующих в образовании рефлекторной дуги. Обратная связь. Рефлекторное кольцо. Принципы рефлекторной деятельности по И.П. Павлову (принципы детерминизма, анализа и синтеза, структурности). Понятие о нервном центре. Классификация рефлексов (по биологическому значению, по роду рецепторов, по характеру ответной реакции, по продолжительности, по сложности и др.).
Процессы управления в живых системах. Управление, его способы (регуляция, инициация и координация) и их характеристика. Средства управления (биологически активные вещества (БАВ), эндокринные железы, ЦНС), управляемые органы и системы. Нервная регуляция функций организма человека и ее характерные черты (вторичность в ходе эволюции, большая точность, быстрота действия и др.).
Теория функциональных систем П.К. Анохина. Возможные результаты деятельности функциональных систем (поддержание в норме показателей внутренней среды организма, удовлетворение основных биологических потребностей организма, удовлетворение потребностей сообществ животных, удовлетворение социальных потребностей человека). Основные структурные компоненты функциональной системы (полезный приспособительный результат, рецептор результата, «обратная» информация, центральная архитектура, исполнительные компоненты). Блоки центральной архитектуры, их последовательность и значение (блок афферентного синтеза, блок принятия решения, блок эфферентного синтеза, блок акцептора результата действия, блок оценки результата действия).
Демонстрационные объекты. Портреты выдающихся анатомов и физиологов. Таблицы и рисунки, иллюстрирующие методы анатомии и физиологии ЦНС. Таблицы, рисунки, схемы и микропрепараты, иллюстрирующие строение нервной ткани, нервных клеток, нервных волокон, нервов, нервных окончаний, синапсов, рефлекторных дуг.
Лабораторная работа № 1. Микроскопирование нервной ткани человека и животных.
Лабораторная работа № 2. Наблюдение безусловных рефлексов человека и построение схем рефлекторных дуг.
Раздел 2
Частная анатомия и физиология ЦНС
Спинной мозг человека. Общие сведения о спинном мозге (местонахождение в организме, размеры, границы, оболочки и др.). Серое и белое вещество спинного мозга. Центральный канал. Образование и значение спинно-мозговой жидкости. Передние, задние и боковые рога спинного мозга. Передние и задние корешки спинномозговых нервов. Сегменты, спинного мозга. Канатики белого вещества. Проводящие пучки спинного мозга (короткие, восходящие, нисходящие). Рефлекторная функция (двигательные цен