Внедрение технологий развивающего обучения в работу Школы творческого развития, как условие воспитания здоровой, конкурентоспособной, духовно и интеллектуально развитой личности дошкольника
Внедрение технологий развивающего обучения в работу Школы творческого развития, как условие воспитания здоровой, конкурентоспособной, духовно и интеллектуально развитой личности дошкольника.
Тухватуллина Рания Ахметовна,
педагог дополнительного образования
МБОУДОД «Центр детского творчества
Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан»
Анализ современной системы дошкольного образования показывает, что организация педагогического процесса основана на использовании новых современных программ и технологий. Появление вариативных программ, реализующих стратегию развивающего образования в педагогической работе с детьми дошкольного возраста, позволяет активно обновлять, перестраивать педагогический процесс на основе личностно ориентированного подхода.
Для успешного решения задач развития у дошкольников интеллектуальных способностей в ЦДТ создана развивающая предметно-пространственная среда, обогащенная разнообразным дидактическим материалом, который используется на занятиях. Использование развивающих технологий в играх с дошкольниками позволяет моделировать основные понятия в информатике. Для комплексного развития логического мышления включен блок занятий по обучению игре в шашки. Обучение шашкам – популярный и эффективный инструмент развития интеллекта ребенка. В раннем возрасте у детей происходит формирование механизма «действия в уме». Это важный период, в котором закладываются основы мышления, ребенок учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать, учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать решения и создавать комбинации на доске. Шашки – действенная модель для того, чтобы правильно сформировать этот механизм. Научиться играть в шашки достаточно легко. Начинать можно уже в 4 года.Для малышей очень важно проявить и тренировать для этой игры такие важные качества, как сосредоточенность, дисциплинированность, умение концентрировать свое внимание, усидчивость, логическое мышление. Именно это понадобится ребенку, когда он пойдет в школу, что еще раз доказывает пользу шашек в дошкольном возрасте. Игра рекомендуется даже в том случае, если ребенок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия и т.п. Игра в шашки вырабатывает у ребенка необходимые качества и помогает лучшим успехам в школе. Подобные занятия способствуют ускорению процесса развития простейших логических структур мышления. Занятия по логике и обучение игре в шашки объединены в единое целое, что до этого не встречалось в практике обучения дошкольников. Система задач и упражнений, представленных на занятиях по логике в совокупности с игрой в шашки, позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, помогает формированию нестандартного мышления. Программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Они многому научаются, и эти умения применят в будущем в учебной работе, что приведет и к успехам. Одна из самых привлекательных возможностей шашек – это победа над соперником. Желание побеждать заставляет ребенка заниматься, а любая ошибка или поражение – это новая возможность для развития.
Приступая к работе с детьми дошкольного возраста важно помнить, что обучение не должно разрушать естественный ход жизни детей. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
=организуйте обучение таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным, постоянно поощряйте его усилия и стремление узнать и научиться новому (принудительное обучение бесполезно);
= только имея с ребенком хороший личный контакт, можно чему-то научить его;
= сравнивать результаты работы ребенка можно только с его собственными достижениями, но не с достижениями других детей: в дошкольном возрасте следует избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности;
= обязательно учитывать индивидуальные особенности детей: максимум внимания уделять детям отстающим:
= создать ребенку условия для самостоятельной поисковой ориентировки в заданиях (следует чаще обращаться к детям с предложением, подумать, догадаться): в ходе выполнения заданий у ребенка должна возникнуть потребность в усвоении знаний, в ознакомлении с разными способами решения предлагаемых задач.
Принцип проведения занятий – ступенчатый: от простого к сложному, от начального опыта до получения знаний, необходимых для поступления в общеобразовательные учреждения. Программа учитывает особенности возрастной психологии, степень подготовленности и одаренности детей. В процессе обучения дети включаются в разнообразные формы и приемы учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные, беседы, турниры, тестовые карточки и т.д. результате освоения программы дети приобретают умения и навыки самостоятельно мыслить, рассуждать, делать выводы, проявлять волю, настойчивость, планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.