Программа элективного курса Моя профессиональная карьера 9 класс
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс «Моя профессиональная карьера» разработан для учащихся 9-х классов в объеме 1 час в неделю, всего 34 часа за год.
Элективный курс «Моя профессиональная карьера» в рамках общеобразовательной школы способствует формированию у учащихся 9-х классов способности выбирать сферу своей профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Они должны иметь представление о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, научить определять стратегию действий по освоению запасного варианта.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся через специальную организацию их деятельности, включающую получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствования;
- сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс- конференция, индивидуальные и групповые беседы.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведения занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвитие в ней.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.
«Образ «Я»
«Образ «Я» - это система представлений личности о себе как субъекте деятельности, включающая три основные составляющие: когнитивная (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях), эмоциональная (наличие определенного оценочного отношения к себе), регуляторная (возможность управления собственным поведением).
« Образ «Я» служит ядром, на котором формируется ведущие мотивы личности, в том числе и мотив выбора профессии. Сформированность «Образа «Я» выступает в качестве одного из условий соотнесения с требованиями различных профессий и эффективной реализации своего психологического потенциала (в том числе интеллектуального) в будущей профессиональной деятельности.
На развитие представлений о себе оказывают влияние различные факторы: семья, общения со сверстниками, взрослыми, средства массовой информации и т.д. Однако далеко не всегда в этих условиях «Образ «Я» школьника соответствует его реальным психологическим характеристикам.
Раздел курса «Образ «Я» ориентирован на решение следующих основных задач: повышение уровня психологической компетенции учащихся, формирование у них положительного восприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, развитие у школьников готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.
Анализ профессиональной деятельности.
Основой для формирования у школьников способности к анализу профессиональной деятельности является профессиография. Диалектика общего, особенного и единичного позволяет выделять уровни профессиографического описания профессиональной деятельности, которые используются в работе с учащимися по обучению их способности анализировать профессиональную деятельность.
Уровень педагогического описания профессиональной деятельности определяет общую ориентировку субъекта в мире труда за счет выделения основных признаков профессиональной деятельности и формирования на этой основе психических образов-регуляторов, стимулирующих понимание как общих (группировка сходных профессий), так и особенных (сравнение разных профессий на основе общего критерия) характеристик мира профессий. В качестве последних использованы технологические (цель и средства труда), социально-психологические (самостоятельность, индивидуальность, коллективность труда) и эмоционально-волевые (степень напряженности и ответственности) признаки профессиональной деятельности (различают 53 таких признака), образующие 7 типов классификации: предмет труда (человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ); цель труда (гностическая, преобразующая, изыскательная); средства труда (ручные механизированные, автоматические, функциональные); проблемность трудовых ситуаций (работа по алгоритму, решение проблем); коллективность процесса труда (индивидуальная, коллективная работа); ответственность в труде (моральная, материальная); условия труда (бытовые, на открытом воздухе, микроклиматические, специфические).Выделенные классификационные признаки позволяют использовать модульный принцип описания профессии в виде формулы профессии, что существенно расширяет методические возможности данного подхода.
Перечень формируемых знаний и умений.
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о температуре, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КУРСА:
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Цели и задачи курса. Содержание, спецификация занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу « Твоя профессиональная карьера».
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
Методы изучения личности.
Труд в жизни человека и общества.
Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «Образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «Я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «Я»). «СЕКРЕТЫ» ВЫБОРА ПРОФЕССИИ («ХОЧУ» - «МОГУ» - «НАДО»).
«Хочу»- склонность, желания, интересы личности; «могу»- человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо»- потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Общее понятие о профессии, специальности, должности.
Личный профессиональный план.
Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).
СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.
СПОСОБНОСТЬ К ЗАПОМИНАНИЮ.
Общие представления о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
Диагностические процедуры. Методика « Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); « Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти).
Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».
СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ .Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Диагностические процедуры. Методика « Перепутанные линии», « Отыскание чисел».
СПОСОБНОСТЬ УСТАНАВЛИВАТЬ СВЫЗИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ .Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.
Диагностические процедуры. Методика « Выявление сущностных связей между понятиями», « Сложные ассоциации».
Развивающие процедуры. Методики « Способы использования предмета», « Невозможные ситуации».
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ.
Личность и Межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.
Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
ТЕМПЕРАМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ.
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
ВЕДУЩИЕ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ТИПЫ ПРОФЕССИЙ.
Отношение деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).
Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения).
Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.
Отношение к предметному миру.
Развивающие процедуры. Деловая игра « Модель идеального города».
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы Эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.
Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТИЛИ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.
Индивидуальные различия в способностях восприятия и понимания происходящего.
Диагностические процедуры. Методики « Свободная сортировка».
Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА И ЕГО ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛУ.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда индивидуальная трудовая деятельность.
Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.
Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение. Метолы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.
Занятость населения. Безработица.
Развивающие процедуры. Делова игра « Малое предприятие».
ЧЕЛОВЕК В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ.
Структурная перестройка экономики.
Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.
Экологические проблемы и их решение.
Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Возможности квалификационного роста.
Практическая работа. Письменная работа « Мой путь в профессию».
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
« МОЯ ПР0ФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА».
Название темы Часы теории Часы на практическую работу Всего часов
1.Образ «Я» 8 2 10
2.Анализ профессиональной деятельности 22 2 24
ИТОГО: 30
4 34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
« МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
Учебная тема ТЕМА
Количество часов
На теорию На практику
ТЕМА№1: «Образ «Я»-10 часов
Образ «Я»- это система представлений личности о себе. Он ориентирован на решении следующих основных задач: повышение уровня психологической компетентности учащихся, формирование у них положительного восприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, развитие у школьников готовности свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего. 8 2
1 Вводное занятие: внутренний мир человека и возможности его познания. 1 2 Представление о себе и проблема выбора профессии. Многообразие мира профессий. 1 3 « Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). 1 4-5 Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). 1 1
6-7 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). 1 1
8-9 Социальные проблемы труда («надо»). 1 10 Социально-психологический портрет современного профессионала. Коллаж «Мой психологический портрет». 1 11 Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. 1 ТЕМА №2: «Анализ профессиональной деятельности»- 24 часа.
Формирование у школьника способности к анализу профессиональной деятельности, обучение умению выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий и составлять формулы профессий. Сообщение сведений о сходных профессиях, сравнение различных профессий на основе общего критерия при организации профессиональных проб; разработку специальных описаний профессий, раскрывающих специфику профессии, использование формул профессий, изучение и осмысление содержания труда. 22 2
12 Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности. 1 13 Классификация профессий. 1 14 Здоровье и выбор профессии. 1 15 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. 1 16-17 Способность к запоминанию. 1 1
18 Способность быть внимательным. 1 19 Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями. 1 20-21 Темперамент в профессиональном становлении личности. 1 1
22 Ведущие отношения личности и типы профессий. 1 23 Человек среди людей. Стили общения. 1 24 Эмоциональные состояния личности. 1 25 Волевые качества личности. 1 26 Внутренний мир человека и возможности его познания. 1 27 Способности, условия их проявления и развития. 1 28 Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. 1 29 Индивидуальные стили кодирования и переработки информации. 1 30 Современный рынок труда и его требования к профессионалу. 1 31 Человек в новых социально-экономических условиях. 1 32 Пути получения профессии. 1 33 Ошибки в выборе профессии. 1 34 Резюме. Личный профессиональный план. 1 ИТОГО – 34 часа 30 4
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Программы общеобразовательных учреждений « Твоя профессиональная карьера». Составитель Чистякова С. Н. Издательство « Просвещение» Москва 2005г.
2.Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Составитель Чечель И.Д. Издательство «ACADEMIA» Москва 2005г.
3. «Профориентация. Тесты» Арефьев И.П. Издательство НЦ ЭНАС. Москва 2005г.
4.Книга для выпускников и их родителей «Что делать?», редакция Л. Крылова. Издательство ЦКП «Регион-Про» С-Петербург 2006г.
5. Учебник « Твоя профессиональная карьера», редакция Чистяковой С.Н. Издательство «Просвещение» Москва 2005г.
6. «Путевка в жизнь»- В.Н.Аверин, О.М.Зайченко. Издательство « Просвещение» Москва 2005г.
7. «Технология профессионального успеха» - С.Н.Чистякова. Издательство «Просвещение» Москва 2003г.