Путешествие по сказке Гуси-лебеди
Конспект открытой НОД
«Путешествие по сказке «Гуси – лебеди»
Программное содержание:
Продолжить учить детей составлять слова из слогов, делить слова на слоги.
Формировать умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.
Совершенствовать навыки четкого произношения.
Развивать интонационную выразительность речи, фонематический слух, внимание, зрительное восприятие.
Привлекать детей к музыкально-театральной деятельности.
Воспитывать навыки учебной деятельности.
Словарная работа:
Активизировать словарь детей при помощи прилагательных: яблочный, капустный, мясной, грибной и т.д.
Индивидуальная работа:
При составлении слов помочь Роме Д., Кате П.
При делении слов на слоги Денису Д., Артему М.
Предварительная работа:
Дети знакомились со звуками, буквами, учились делить слова на слоги, учили стихи, читали сказки, занимались по картинкам.
Методические приемы:
Словесные: вопросы, объяснения, указания, игровые упражнения.
Наглядные: макет яблони, печка, речка, тропинка из кубиков, таблички со
слогами.
Практические: половинки яблок, камешки, пирожки, кубики, детали букв.
Ход НОД:
Звучит музыка. Дети входят в зал и перестраиваются в полукруг
Стихотворение В. Берестова «Читалочка»
Ребенок: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать.
Воспитатель: Мы собрались сегодня в этом зале,
Чтобы шутить, смеяться и играть.
Мы дорогих гостей позвали –
Хотим о Маше рассказать.
Жила на свете девочка,
Читать она умела
И каждый вечер с книгой
Возле окна сидела.
(Выходит ребенок – Маша с книгой, садится на стул, читает)
Маша: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать …
(Девочки кричат)
- Маша, Маша выходи!
Что сидеть – то взаперти?!
Маша:
Не пойду я гулять!
Я хочу читать!
Девочки:
- Маша, Маша, погляди,
Кто летит там впереди?
Мальчики:
- Это злые гуси
Бабушки – Ягуси!
(Вбегают два ребенка в шапочках-масках гусей. Выхватывают буквы).
Маша:
- Гуси, гуси, погодите!
Буквы в книгу вы верните!
Вы ведь не плохие
И совсем не злые.
1 гусь:
Буквы мы не отдадим –
Унесем к Ягусе.
Если будешь нам мешать ,
Можем и тебя забрать!!!
ГИ-ГИ-ГИ
(гуси улетают)
Маша:
- Где найти мне буквы, где?
Кто поможет мне в беде? (плачет)
Воспитатель:
Дети, поможем Маше? (Да!)
Тогда пойдемте вместе с ней по этой тропинке
(Дети идут по тропинке, выложенной с двух сторон кубиками)
Воспитатель поочередно произносит звуки, дети называют слова, начинающиеся с этих звуков.
(Подходит к яблоне)
На яблоне прикреплены половинки яблок из картона, на них напечатаны слоги.
Воспитатель:
Долго Маша шла по лесу
Видит Яблоньку – красу.
Маша:
Что яблонька грустна:
Клонит ветки вниз она.
Яблоня:
Я стою совсем одна,
От того я и грустна.
Яблок много – груз тяжел
Кто на помощь бы пришел?!
Машенька, помоги!
Яблоки мои сорви!
Маша:
Я спешу. Длина дорога.
Может, дети мне помогут?
Игра «Собери яблоки»
(Дети снимают с яблони половинки яблок и составляют из слогов слова: сани, муха, мама, шапка, груша)
Воспитатель:
Дальше Маша побежала
Видит: речка на пути.
(Маша и дети подходят к выложенным на реке (голубой полоске ткани) изображениям камней (из картона). На каждом камне напечатано слово - нужно определить количество слогов в слове.
Речка:
Течь мне стало трудновато
Помогите мне, ребята,
Уберите камни!
(Дети делят слова на слоги, убирают камни. Затем строим мост через реку-выкладывают схему слова «мост» из кубиков красного и синего цвета).
Воспитатель:
Дальше Маша побежала
В поле печку повстречала.
Печка:
Дети, здравствуйте!
Я – печка.
Помогите мне испечь пирожки!
Разминка - игра «Пирожки»
(Дети вместе с воспитателем произносят текст и выполняют соответствующие движения)
Мы вот так, мы вот так
Тесто разминали.
Мы вот так, мы вот так
Тесто раскатали.
Мы начинку в него
Горкой положили
Вот таких пирожков
Дружно налепили
(Печка раздает вырезанные из картона пирожки, на которых наклеены названия начинок)
Каждый ребенок называет название своего пирожка, образует прилагательное от существительного и говорит, обращаясь к гостям: «я угощаю вас (яблочным, мясным, капустным и т.д.) пирожком.
Печка:
Ну, спасибо, помогли! А за это скажу я вам, где Баба-Яга буквы спрятала. Вон там, стоит ее избушка.
Проводится логоритмическое упражнение:
- В темном лесу - (качают руками над головой)
-Есть избушка - (складывают руки в виде крыши)
-Стоит задом наперед - (хлопают руками перед собой)
-А в избушке той - (складывают руки в виде крыши)
-Старушка – (поворачивают голову вправо-влево)
-Бабушка – Яга – (повязывают платок)
-Живет – (вытягивают руки вперед, раскрыв ладони)
-Нос крючком, - (подносят правую руку к носу, сгибают указательный палец)
-Глаза как плошки, - (прикладывают кулаки к глазам)
-Словно угольки горят. - (покачивают головой вправо-влево).
-И сердитая, - (взмахивают правой рукой)
-И злая, - (взмахивают левой рукой)
-Дыбом волосы стоят.- (поднимают руки над головой, растопырив пальцы)
-Когти остры как у кошки – (сгибают – разгибают пальцы)
-И всего одна нога – (поднимают правую ногу, согнутую в колене)
-Не простая , костяная – (грозят пальцем одной, затем другой руки)
-Вот так бабушка – Яга. – (вытягивают руки вперед)
Затем подходят к избушке, из которой выходят два гуся.
Гуси:
Мы не просто гуси
Мы сторожа бабуси
У нас такая роль.
Быстрей скажи пароль!
(Один гусь показывает детям карточку со слогом «сто», другой – со слогом «рож»)
Воспитатель:
Слово – пароль написано на карточках. Постройте гусей так, чтобы читалось слово
Дети составляют слово СТОРОЖ. Гуси убегают.
Воспитатель:
А дверь – то не открывается.
Нужно выполнить еще одно задание.
Игра «Собери буквы»
(Дети собирают буквы из деталей)
Дверь открывается, выбегает Баба – Яга.
Баба – Яга:
Что за сборище такое?
Почему веселый смех?
Я вам праздник – то устрою!
Разгоню сейчас – же всех!
Я зловредная Яга,
Костяная нога!
Где моя сковорода?
Всех зажарю без труда.
(Берет сковороду. Подходит к каждому ребенку).
Воспитатель:
Буквы в избушке
Томились без дела
Это безделье им надоело.
Начали буквы
Резвиться, скакать
Песенки петь, озорничать.
Дети исполняют веселые частушки:
1 ребенок: Вот такая смехота!
«Р» – свалилась на кота
Кот не кот теперь, а крот,
Роет он подземный ход!
2 ребенок: «К» в карман к монтеру – прыг,
А в кармане – ролики.
Из кармана в тот же миг
Выскочили кролики.
3 ребенок: Букву «Д» на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда –
То и дело драки.
4 ребенок: Буква «Ш» из слова «шутка»
Захотела погулять
А без «Ш» смешная утка
Побежала в пруд нырять.
Дети вместе: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим
Чтобы нам похлопали.
Баба – Яга (колдует со сковородой):
Сковорода, сковорода
Испеки – ка без труда
Ты для грамотных детей
Очень вкусное печенье,
Не забудь и про гостей,
Ширли – мырли – тумаки!
Всем печенье испеки!
(Угощает детей и гостей печеньем в форме букв).
Воспитатель:
Пришла пора прощаться с этой сказкой. Но нас ждут интересные встречи с другими сказками. На эти встречи мы вас, дорогие гости, от всей души приглашаем.