Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя мокшанского языка и мордовской литературы МБОУ «Волгапинская основная общеобразовательная школа» Собайкиной Елены Ивановны
Публичное представление собственного инновационного
педагогического опыта учителя мокшанского языка и мордовской литературы МБОУ «Волгапинская основная общеобразовательная школа»
Собайкиной Елены Ивановны
Учитель, прежде всего – творец. Творческий учитель умеет превратить учебную рутину в праздник. Для него уроки не тяжкое бремя, а радость и удовольствие, они проходят на «одном дыхании». У творческого учителя дети не считают минуты, у него не урок – песня, которая не прерывается…
Я учитель мокшанского языка. Вот уже 32 года занимаюсь преподаванием своего предмета, учу, знакомлю школьников с его красотой и поэтичностью. Мокшанский язык! Как напевен, красив и прост он в общении и как сложен в обучении. Моя цель – научить своих учеников правильно говорить и грамотно писать на родном языке. Чтобы язык бабушкиных сказок, маминых песен дошёл до маленького сердца, чтобы мой ученик не стеснялся своих корней, своего языка. Поэтому уроки для меня и моих учеников - постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности. Я всегда переживаю и болею душой за каждого ученика, независимо от того каков его результат в изучении моего предмета. Стараюсь делать обучение для учеников интересным и в максимальной степени плодотворным, всегда ищу эффективные пути решения своей обозначенной педагогической проблемы «Игровые элементы на уроках родного языка и литературы».
Под направлениями этих проблем я подразумеваю решение выдвинутых мною задач:
Формирование интереса к изучению родного языка и литературы.
Развитие творческих способностей и навыков устного и практического владения родным литературным языком средствами современных технологий.
Воспитание учащихся на ценностях мордовской культуры, обычаях и традициях родного края.
Я считаю, что формирование интереса учащихся к изучению любого предмета является очень значимой задачей. Именно интерес является стимулом обучения, который активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет сделать процесс познавания продуктивным и привлекательным.
Каждый учитель формирует интерес к своему учебному предмету в значительной степени благодаря грамотной, творческой организации учебной деятельности, вызывающий у учеников положительные эмоции. Я в своей педагогической деятельности, не нарушая целостность курса родного языка, формирую интерес учащихся к изучению родного языка через использование информационных технологий, меж предметных связей, использование икт.
Роль информационных технологий в наше время возросла многократно. Уроки с использованием икт представляют широкие возможности для подготовки детей к жизни в информационном пространстве и ориентированию в потоке разных сведений. Детьми эти уроки воспринимаются прекрасно. Поэтому я стараюсь применять уроки – презентации при изучении творчества писателя, при работе над сочинениями по картине, уроки – викторины, уроки – игры для 5-6 классов по обобщению и закрепления знаний.
В настоящее время очень актуально при обучении языку использование меж предметных связей. Это формирует интерес учащихся. Делает уроки более яркими и впечатляющими. Ученики на таких уроках принимают мир во всём его разнообразии, становятся самостоятельно мыслящими. Я в своей работе стараюсь использовать такие меж предметные связи как: литература и язык, язык и искусство, язык и музыка и, несомненно, язык и природоведение. Дети – пытливые исследователи окружающего мира и эта способность заложена в них от природы. Каждому учителю известно, что природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка. Поэтому я большое внимание уделяю использованию природоведения на родном языке. Это в свою очередь способствует экологическому и эстетическому воспитанию детей. Выбирая материал из природоведения для урока родного языка и литературы, стараюсь довести его до каждого ученика, чтобы они понимали величие и красоту родной природы, любили тот край, где они родились. Мною по этим направлениям проведено ряд открытых уроков: урок родного языка в 7 классе «Глаголсь кода корхтамань пялькс» с использованием национально – регионального компонента (на местном краеведческом материале) –обычаи,пища и бытовая утварь мордвы. Урок родного языка в 6 классе «Собственнай да нарицательнай существительнайхне» с использованием материала природоведения «Цветы». Урок-путешествие родного языка в 5 классе «Мокшетнень щамсна инголи и тяни» с использованием легенд, одежды, обычаев мордвы.
Исходя из опыта работы, считаю, что интерес к изучению родного языка можно сформировать и использованием нетрадиционных видов уроков. Они тоже являются условием успешного выполнения работы учащимися. Стараюсь больше проводить уроки – беседы, уроки –экскурсии, уроки -КВНы, уроки – путешествия, уроки-игры, уроки – исследования. В настоящее время больше внимания уделяю проектно – исследовательской деятельности учащихся. Ведь в данный момент нельзя говорить, что ребёнок с первых дней своей жизни находится в атмосфере родной национальной культуры. Поэтому школе отведена роль формировать в ребёнке то, чтобы в его сердце было выделено место патриотизму, уважению и любви к родному краю. Я как учитель с опытом, больше всего уделяю внимание использованию нетрадиционных уроков и национального колорита. Национальный колорит составляет основу культуры человечества. Каждый человек должен изучать историю, культуру своей страны, прошлое своей малой родины. Ведь историческая память очень важна для формирования культурного человека. Считаю очень целесообразным использование национального колорита на уроках и не только , а в воспитании и во внеурочное время. Мною оформлен кабинет родного языка и литературы. С детьми стараемся красочно оформлять сочинения в альбомы. Кроме этого много времени используем в работе в школьном этнографическом музее им М.Е.Евсевьева. Я вижу, как все эти предложенные мною работы и задания детям очень нравятся. Как охотно бегут они к бабушкам и дедушкам, может просто старожилам или к соседу поспрашивать о старине, об истории, о бывших земляках, почему такие названия местностей в окрестностях села «Сире веле», «Пиндолонь панда», «Кужа» и т.п. С детьми мы уже оформили альбом, где записаны названия улиц, полей, оврагов, родников, фамилии жителей села на улицах. Со старшеклассниками уже выполняем более объёмные работы, которые уже представляем на межрегиональных конкурсах.
В 2013 году ученица 8 класса Рябова Ксения награждена дипломом за участие в межрегиональном конкурсе ученических исследовательских работ по мордовскому (мокша, эрзя) языку «Национальный герой моего народа».
Отрадно то, что и младшим классам и старшеклассникам занятия исследовательскими работами нравится, и для них очень важно, что эта кропотливая работа приносит свой, пусть небольшой, но результат. И это результат ожидания для каждого ребёнка огромен. Всей этой работой я не только увлекаю детей изучению своего предмета, но и приобщаю их к национальной культуре, воспитываю чувство Родины, патриотизма, нравственности, гордость за духовные богатства Мордовии. Без сомнения можно сказать, что именно это учит родному языку.
Родному языку в общей системе воспитания принадлежит исключительная роль творческого элемента, которая формирует детскую мысль, и определяет собой, пути её развития. Я считаю, что самым приемлемым для этого, если уже ребёнок умеет с рождения говорит на родном мокшанском языке – развитие творческих способностей у учащихся.
Исходя из своего опыта работы, я заметила, что однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого я стала шире использовать виды творческих работ и заданий. И, конечно же, опять на использовании местного краеведческого материала. При работе, всегда использую сочинения – репортажи, эссе, новеллы, очерки. А также сочинения по картине, сочинения с элементом описания интерьера, своей улицы, своего села, окружающей природы, лирические зарисовки. И при написании того или иного вида работы, идёт использование и закрепление тем родного языка. В задании стараюсь выделить основное. Например, написать сочинение описание своей улицы с использованием собственных имён существительных и глаголов условного наклонения и т.д. На протяжении написания сочинения решаются несколько задач: развитие творческих способностей, исследовательские навыки, закрепление пройденного материала по родному языку и привитие любви своей малой родины.
Творческие задания и упражнения – это вид поручений, выполнение которых требует от учащихся, опираясь на богатство понятий, сравнений, связей и способов действий, накопленных в учении и жизненном опыте, силой воображения и активного мышления создать нечто новое, оригинальное, в той или иной мере выражающие их индивидуальные склонности. Например: перевести с русского языка на родной язык отрывок текста, составить из набора слов или словосочетаний предложения. А так же составить по иллюстрации предложения или небольшой рассказ, составить диалог, описать человека по картинке и т. д. Работая несколько лет над своей проблемой, вижу, как нравится ученикам составлять кроссворды по литературе и родному языку, рисовать иллюстрации к сочинениям, составлять сказки.
Выбор сочинений и творческих заданий являются важным элементом в общей системе работ по мировоззрению учащихся. Они помогают глубже понять окружающую действительность, человека, самого себя. Радует то, что эти выполненные учениками творческие работы тоже приносят свои плоды. Дети охотно пишут свои небольшие рассказы, стихи, сказки и печатаются на страницах журнала «Якстерь тяштеня». Ученица 9 класса Рябова Ксения участвовала в Межрегиональной олимпиаде по литературе в творческой секции и заняла 1 место, по мокшанскому языку заняла 3 место. Ее работы печатаются в журнале «Якстерь тяштеня».
На своих уроках я всегда использую много материала со страниц журналов «Мокша», «Якстерь тяштеня» и газеты «Мокшень правда». В моей работе эти издания являются путеводителями и верными спутниками.
За многие годы работы обеспечиваю устойчивые положительные результаты обучения, благодаря грамотному и методически оправданному использованию в своей работе разнообразных методов и приемов обучения. На уроках всегда царит творческая атмосфера, они производят впечатление цельности, законченности, гармоничности, сочетают в себе методическое мастерство, педагогический такт, психологическую обоснованность и языковую целесообразность. Три года подряд мои ученики являются победителями и призерами предметной олимпиады по мокшанскому языку и литературе.
Я по мере возможности использую на уроках загадки, пословицы, приметы, игры. С отгадками загадок мои ученики тоже выполняют ряд заданий: составляют предложения, находят синонимы, омонимы, проводят фонетический разбор слова, составляют стишки и небольшие рассказы. Сейчас материал по родному языку везде можно найти и успешно использовать. Наверное, только учителю нужно во всём проявлять творчество.
И пусть каждый урок даёт детям лишь какую – то часть необходимой информации, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина могучих национальных корней. Национальные корни – многовековой опыт народа, сокровищница народной культуры. Если мы сохраним богатство традиций, национальную культуру – то главным образом мы сохраним наш язык!