Разработка занятия внеурочной деятельности Игра по теме Игра Гуси-лебеди


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Покровская основная общеобразовательная школа»
Ивнянского района Белгородской области
План – конспект
внеурочного занятия «Ирга»
по теме занятия русская народная подвижная игра «Гуси-гуси»
Составила: Румянцева Виктория Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Покровская ООШ»
2014 год
Место проведения: спортзал
Время проведения: 21.02.2014г.
Продолжительность занятия: 35минут
Возраст детей: 6,6 -7лет
Год обучения: первый
Тема занятия: русская народная подвижная игра «Гуси-гуси»
Цель: приобщение детей к культуре народов России. Задачи:
Усилить познавательную активность учащихся, через народные подвижные игры.
Формировать умения и навыки подвижной игры.
Развивать быстроту реакции и координации движений.
Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и толерантности. Ход занятия
Подготовительный этап
Организационно - подготовительный
Учитель:
С какой игрой на прошлом занятии мы познакомились?
Дети: с игрой «Заморозь-ка».
Учитель: Чему научила вас эта игра?
Дети дают свои ответы ( дружбе, взаимопомощи, координации движения).
Учитель: На прошлом занятии я назвала тему следующего занятия, а вспомнить её, вам помогут загадки. Давайте разделимся на две команды. Я читаю загадки, а вы поочереди отвечайте.
В воде купался, а сух остался. (Гусь)
На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож!Он бежит, оскалив пасть,На овцу готов напасть. (Волк)

Красные лапки,Длинная шея,Щиплет за пятки,Беги без оглядки. (Гусь)
Бел как снег,Надут как мех,На лопатах ходит. (Гусь)

Кто зимой холодной,Ходит хмурый и голодный? (Волк)
Птица медленно плывёт,Словно белый теплоход.Горделива и красива,Терпелива и пуглива. (Лебедь)

Серовато, зубовато,По полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк)
У Алёнушки-сестрицы,Унесли братишку птицы.Высоко они летят,Далеко они глядят.
Кто же это, что за птицы? (Гуси-лебеди)

Учитель:
Скажите, пожалуйста, из какой сказки они к нам прилетели?
Дети: из сказки «Гуси-лебеди»
Учитель: Кто автор этой сказки?
Дети: народ.
Учитель: Назовите тему нашего занятия?

Учитель:
Совершенно верно, это русская народная сказка. На уроках чтения мы с вами говорили, что есть сказки авторские и народные, то есть придуманные народом.
Я предлагаю вам собрать пазлы к сказке, а пока вы хи будете собирать, я предлагаю вам прослушать эту сказку.
У каждой команды получится своя картинка.

Скажите, пожалуйста, чему учит нас сказка?
Ответы детей.
Учитель:
Вы заметили, ребята, сколько есть всяких русских сказок про животных? Могу вам сказать, что и игр таких тоже очень много.Это объясняется тем, что сказки, как и игры, не придумывались просто так, из ничего, а в них отражалась жизнь народа, его быт и обычаи и, конечно же, окружающая природа. В старину большинство русских людей жило в сельской местности, даже к концу восемнадцатого века, когда появилось уже много городов, в деревнях жило 96% населения. А ведь Россия — лесная страна, и с детства ребята слышали разговоры о волках и медведях, лисах и зайцах. Да и сами видели зверей чаще, чем мы с вами, и даже порой слышали зимней ночью за околицей заунывный волчий вой. А домашние животные вообще жили рядом. Поэтому в играх очень верно отражались повадки животных. А так как в сказках животные часто разговаривали с людьми, то и в играх были подобные разговоры. «Гуси-лебеди» и есть одна из таких разговорных игр. Эта игра под названием «Серый волк» и существовала уже в начале прошлого века. В эту игру играть можно от шести до двадцати человек.
«Гуси-лебеди» — игра летняя, и играть в нее приятнее всего на свежем воздухе — во дворе, на лужайке или другом ровном месте, где можно побегать. И желательно, чтобы была трава, на которой всегда гуси пасутся. Перед игрой на одном конце поля надо наметить «дом», где живет хозяйка со своими гусями. Затем чуть дальше середины поля, на его краю под «горой» сидит волк. А дальше, пастбище для гусей. Все поле между домом и пастбищем должно быть ровным, чтобы по нему можно было бегать без опаски.

Перед тем как начать игру мы должны вспомнить правила техники безопасности во время игры. (Дети самостоятельно рассказывают правила поведения во время подвижных игр).
Теперь приступим к самой игре.Для начала посчитаемся и выберем главных действующих лиц — волка и хозяйку. Первый вышедший будет волком, а второй — хозяйкой (или хозяином) гусей. Все, кто остался, и будут «гуси-лебеди»
Считалочка.
Раз, два, три, четыре, пять, -Мы сейчас хотим играть.«Да» и «нет» не говорить – Все равно тебе водить!
Правило игры:
Хозяйка ведет гусей в дом, а волк отправляется «под гору» в свое логовище и сидит там до поры до времени.Дальше начинаются разговоры.Хозяйка спрашивает:Гуси, гуси?Гуси дружно отвечают:Га-га-га.Есть хотите?Вот тут уже гуси переходят на человеческий язык и начинают говорить:Да-да-да!Ну у летите... —разрешает хозяйка и, помахивая хворостинкой, гонит гусей в поле.Гуси, махая крыльями, радостно бегут мимо волка на пастбище. А хозяйка возвращается домой.Гуси разбредаются по пастбищу и пасутся некоторое время, покрикивая, переговариваясь между собою: «Га-га? Га-га-га?» — и с опаской поглядывая на сидящего в логове волка.Спустя примерно минуту хозяйка кличет их:Гуси-лебеди, домой!Гуси останавливаются и отвечают:Мы боимся!Почему?Серый волк под горой! Не пускает нас домой.Что он делает?
Зубы точит, нас съесть хочет.Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!Делать нечего, и гуси, растопырив крылья, летят к дому. Но и волк, заслышав хозяйкины слова, тотчас же выскакивает из логова и бросается наперехват — ловить гусей.Обычно больше одного гуся ему схватить не удается, а остальные благополучно прибегают домой.
Игра заканчивается, когда волк поймает условленное количество гусей.Если вы еще не наигрались и захотите повторить игру, то первый пойманный гусь становится волком, а бывший волк — хозяйкой, чтобы он смог отдохнуть. Хозяйка же пусть станет гусем и побегает.Ребята играю в игру «Гуси-лебеди».
Учитель: (по окончании игры) Чему учит игра?
Дети: Дружбе, взаимовыручке, взаимоуважению, быстрому бегу. Итоговый этап (Аналитический)
Подведение итога занятия.
Что нового вы узнали на занятии?
Рефлексия. Какое у вас настроение? Вы можете выбрать подходящую картинку и показать нам.
Информационный
На следующем занятии мы поиграем с вами в игру «Домино». Это настольная игра. Занятие состоится в пятницу 28.02.2014г. в 14.45.ОТВЕТ