Конспект урока Правописание гласных и согласных в приставках
Тема: Правописание гласных согласных в приставках
Цели: • обучающие:
формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения;
тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок;
графическое обозначение их на письме.
• развивающие:
развитие самостоятельности получения знания;
развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения;
развитие познавательных и творческих способностей.
• воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку, родным традициям
Тип: урок изучения нового материала.
Ход урока
1.Оргмомент
– Здравствуйте, ребята! Мы все любим праздники, уже прошли Новый год, Рождество, а впереди нас ждет еще один из самых любимых праздников.
Просмотр фрагмента мультфильма «Смешарики»
– Вы, конечно, поняли, какой это праздник (масленица)
– Верно. Ребята, а вы можете представить себе масленицу без блинов и сжигания чучела? (нет)
– А почему нет? (это традиция)
2.Введение в тему
– В нашей стране много традиций, много традиций, наверняка, и в ваших семьях. Оказывается, что есть традиции и в языке. Сегодня мы с вами поговорим о традиционных неизменяемых приставках. Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока «Неизменяемые приставки».
Запись числа, темы
– Как вы считаете, какова цель нашего урока? Что мы сегодня должны сделать? (ответы учеников)
3.Упражнения
– А помните ли вы, что такое приставка? (ответ)
– Давайте проверим, умеете ли вы находить приставки в словах.
Упражнение 1 слайд 1
На экране деформированный текст.
Прочитай. Найди лишнее слово. Обоснуй свой выбор.
Д…бежать, д…брый, д…ехать;
П…лоска, п…дъезд, п…днять;
Пре…ставить, пре…горье, пре…мет.
– Как вы думаете, можно ли ошибиться в написании этих приставок? Почему? (ответ)
Устная работа по упражнению(объяснение правописания).
Вывод: данные приставки всегда пишутся одинаково.
Чтение правила на стр 28 учебника. Выполнение упр 433.
Упражнение 2
– Перед вами листочки с предложениями. Ваша задача составить текст из данных предложений, работая в парах.
Проверка текста. Слайд 3
– Наша с вами задача: научиться видеть слова с неизменяемыми приставками. Все приставки, которые вы увидите в тексте, – неизменяемые. Вам необходимо найти слова с неизменяемыми приставками и выписать только приставки.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями…
В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами.
Сани под смех и шутки односельчан проезжали по всей деревне, а потом отправлялись в соседнее село.
Веселье продолжалось до вечера, а в конце праздника сжигали чучело–Масленицу.
По одному предложению читают, находят слова с приставками, выписывают приставки.
По-, у-, на-, про-, от-, с-
Упражнение 3
– С каждой из приставок составить по три слова: 1 существит., 1 прилагательное и 1 глагол.
1 вариант: приставка по-
2 вариант: приставка у-
3 вариант: приставка на-
4 вариант: приставка про-
5 вариант: приставка от-
6 вариант: приставка с-
– Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное? (имя прилагательное? Глагол?) Опрос детей
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали. Проведем зарядку.
Встали. выпрямили спину. Повернули голову вправо, потом влево. Опустили голову вниз, потом откинули назад. Вытянули руки вперед, подняли вверх, опустили. Повернулись друг к другу и улыбнулись.
- Догадались, ребята, почему именно эти слова взяты для зарядки?
Упражнение 4. Слайд 4
– Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы орфографии.
[збр,ит,]
[здан,ий,э]
[здаров,й,э]
[здат,]
[зд,эс,]
Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.
– Почему произносим одинаково, а пишем по-разному. Почему несоответствие транскрипции и написания? (происходит озвончение)
– Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.
4. Закрепление.
- Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили материал урока и проведем небольшую проверочною работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.
Слова для диктанта: Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь.
– Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образцу на доске.
– У кого нет ошибок? Одна? две? Посмотрите, какие вы молодцы, большинство выполнили работу на отлично. И пусть это будет вашей традицией: на каждом уроке получать лишь отлично.
5. Итог.
- Наш урок подходит к концу:
1.Что вы повторили на уроке?
2.Что изучили?
Объявление оценок.
-Спасибо за работу. Урок окончен. Можете быть свободны.
Домашнее задание: Придумать небольшой текст о семейных традициях, употребив слова с неизменяемыми приставками. Упр. 434*