УРОК ИСКУССТВА ПО ТЕМЕ ИСКУССТВО И ВЛАСТЬ
Девятый класс
Раздел I. Воздействующая сила искусства (8 ч.)
При изучении данного раздела необходимо дать учащимся представление о том, как происходит выражение общественных идей в художественных образах, как искусство выступает как способ идеологического воздействия на людей, в чем заключается способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.
Первый урок «Искусство и власть» (с. 102 – 104)
Задачи урока: обобщить имеющие художественные знания учащихся о влиянии власти, государства, отдельных личностей на функции искусства в жизни общества, изучить материал учебника, проанализировать художественные произведения разных эпох и стилей, заинтересовать учащихся изучением регионального материала в контексте данной темы.
Формирование УУД: личностные – определять содержание произведений искусства, их направленность на укрепление власти государств и их правителей, познавательные – изучать факты истории, которые отражаются в художественных произведениях, проявлять интерес к воплощению деятельности творцов искусства; коммуникативные – участвовать в обсуждении новых и известных явлений культуры и искусства, высказывать собственную точку зрения, фиксировать ее в письменных и устных высказываниях, регулятивные – самостоятельно определять цели и способы изучения новых художественных произведений, организация волевых усилий при работе в учебным материалом, информационные – умение сравнивать и сопоставлять различные факты, сведения, добываемые в процессе самостоятельной работы с разными источниками информации.Первый этап урока – обсуждение вопроса: «Как власть влияет на создание и потребление произведений искусства?» (учащиеся приводят примеры, аргументируют свое мнение). Учитель предлагает свои художественные произведения, чтобы активизировать учащихся. Здесь уместно вспомнить, например, значение музыки в Петровскую эпоху (канты, музыка для оркестров), гимны, патриотические песни, плакаты Великой Отечественной войны, памятники выдающимся личностям (Мавзолей В.И. Ленина), храмовые сооружения (например, Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве – собор Покрова Божией матери, что на рву у Фроловских ворот, воздвигнутый царем Иваном Грозным в память о победе русских воинов над Казанским и Астраханским ханствами в 1552 – 1554 гг.) и др.
Второй этап урока: работа с текстом и иллюстрациями учебника (с . 100 – 102). Выделение значимых для понимания темы мыслей, восприятие произведений скульптуры (памятники), живописи (портреты), архитектуры (арки, храмовые постройки), запечатлевших образы правителей, направленность их влияния на людей, стремление увековечить свои государственные дела, воинские доблести, анализ средств их художественной выразительности.
Третий этап урока: прослушивание музыкальных произведений, связанных с темой урока, коллективное обсуждение из содержания, музыкального языка как средства раскрытия образов (см. фонохрестоматию 9 класса, треки №№ 1 – 11).
Заключительный этап урока – обобщение по теме урока. Размышления о том, как в вашем крае, республике (городе, селе, поселке) искусство отражает государственные, исторические, художественные замыслы /идеи, воззрения/ власти (современной и прошлых поколений), какими функциями обладают эти художественные творения.Домашнее задание:
Разделивших на группы, подготовить презентацию (3 – 4 слайда) или сообщение на одну из тем: «Искусство в годы революционных переворотов в России», «Искусство в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.», «Авторская песня как форма общественного протеста против государственного режима /власти/», возможна также свободная тема.
Подготовить исполнение песен индивидуально и группой.
Второй урок «Искусство и власть» (с. 105 – 107) – продолжение темы.
Задачи урока: привлечь домашние самостоятельные работы для расширения представлений о содержании темы, продолжить работу с текстом учебника и его иллюстративным рядом, познакомить с новыми для учащихся музыкальными произведениями.
Формирование УУД: личностные – понимание содержания художественных произведений, их образного языка в процессе усвоения темы; познавательные – выполнение учебных задач, направленных на понимание темы, ее расширения за счет привлечения имеющегося художественного, исторического опыта; коммуникативные – умения лаконично излагать свои суждения, участвовать в коллективном обсуждении, регулятивные – планирование промежуточных целей деятельности по анализу художественных произведений, оценка того, что усвоено и что предстоит изучить по данной теме; информационные – умения вести поиск и обработку информации по теме урока, отбирать наиболее значимую.
Первый этап урока: обсуждение презентаций (сообщений) учащихся, степень раскрытия в них темы урока, убедительность и значимость отобранных для выступления произведений искусства, оценка одноклассниками формы представления материала.
Второй этап урока – работа по группам, продолжение изучение информации учебника, его иллюстраций. Классификация произведений различных видов искусства, анализ их содержания и средств художественной выразительности.
Третий этап урока: коллективное восприятие музыкальных сочинений, о которых идет речь на страницах учебника. Запись в «Творческую тетрадь» впечатлений учащихся о прослушанной музыке (см. фонохрестоматию 9 класса, треки №№ 12 – 17).
Обобщение по теме «Искусство и власть». Доказательный отбор художественных произведений из имеющего опыта, самостоятельной домашней работы, со страниц учебника для раскрытия уровня усвоения данной темы.
Домашнее задание:
Разделившись на группы, найти информацию в словарях, в учебнике «Искусство» для 8 класса, в Интернете о таких понятиях искусства «композиция», «форма», «ритм», «фактура», «пропорции», «цвет, «тон», «интонация». Записать их определения в «Творческую тетрадь».
Назвать примеры из разных видов искусства по данным понятиям.
Третий и четвертый уроки: «Какими средствами воздействует искусство?» (с. 108 – 115).
Задачи уроков: обобщить представления учащихся о средствах эмоциональной выразительности разных искусств, способствовать их осознанному распознанию на новых для них художественных произведениях.
Формирование УУД: личностные – понимание содержания произведений искусства через овладение средствами их художественной выразительности; познавательные – приобретение опыта различения средств воздействия искусства разных эпох и стилей на человека; коммуникативные – формирование умений работать индивидуально, в паре, в группе в процессе изучения текста учебника, восприятия и анализа художественных произведений, приобретать навыки размышлений, аргументации, диалога; регулятивные – осознанно применять в процессе работы на уроке действия целеполагания учебной деятельности, ее планирования, рефлексии, оценки результатов; информационные – приобретать умения самостоятельного поиска информации в различных источниках, ее классификации, сохранения на электронные носители.
Урок 1. «Искусство и власть»
I. Приветствие. Вводное слово учителя.
Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть». Для начала следует найти ответы на вопросы: (СЛАЙД 1)
- Что такое искусство?
- Что такое власть? (ответы учащихся).
Иску́сство — процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества. Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
- Когда же появилось искусство?(ответы учащихся)
Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.
- Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?
Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.
II. Изучение нового материала.
Зачастую власть использует культурную среду общества для воздействия на массовое сознание. С помощью искусства укреплялась светская или религиозная власть.
Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.
Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного. Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами. В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимаю шаманы и жрецы, обладающие огромной властью. (СЛАЙД 2)
- Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен?
В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона. Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти. Увековечивая имена фараонов в фресках, сохраняя черты их лица в погребальных масках, говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы. (СЛАЙД 3,4)
Но вот вопрос: Персонифицировано ли искусство в это время?
Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы. Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции. Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах. (СЛАЙД 5)
Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов. Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.
Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах. В случае преступления человека его изображения уничтожались, тогда как статуям наместников просто меняли «головы». С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. (СЛАЙД 6)
Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах. Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).
Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.
Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.
Примерно в это же время в ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны. Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами. Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев. (СЛАЙД 7)
В 15 веке после падения Византии, которая считалась приемнецей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва. Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати».
Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве. (СЛАЙД 8)
Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.
Но вернемся к великим победам, как и в древнем Риме в ознаменование одержанных побед сооружаются триумфальные арки.
1. Триумфальная арка в Париже — монумент на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном. Построеные по указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором (СЛАЙД 9)
2. Триумфальные ворота (арка) в Москве. Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна (СЛАЙД 10, 11)
Воспевание власти в музыке особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке. Например, в государственном гимне Российской империи 1833 года (1917) «Боже, царя храни!». Муз. князя Алексея Федоровича Львова , слова Василия Андреевича Жуковского «Молитва русских». Тому самому Жуковскому литературному «учителю» Пушкина
- Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (боже, храни королеву).
Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.
III. Cсамостоятельная работа
- Каково же влияние власти на искусство?
- Насколько глубоки их взаимосвязи?
Сформировать свое представление на этот счет вы сможете, ответив на следующие вопросы: (СЛАЙД 12)
1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной и светской)
2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)
3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)
4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы)
5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)
6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)
7. В какие времена Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима)
8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)
9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций)
10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти)
11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки)
Работа с учебником с. 102-107, с учебной литературой, поиск возможных примеров в учебном сегменте сети интернет.
IV. Подведение итогов урока.
Д/з учебник с.102-107
Итальянский скульптор эпохи кватроченто Донато ди Бетто Барди, вошел в историю искусства под именем Донателло. Конная статуя кондотьера Гаттамелаты была установлена в 1453 году в североитальянском городе Падуе, входившем в состав венецианской «терра фермы» (материковых владений республики).
Прозванный за смелость и коварство Гаттамелатой («пестрой кошкой» – гепардом) Эразмо ди Нарни родился в Падуе в семье булочника. Судьба Гаттамелаты ярко выразила новое положение человека в ренессансном обществе, открывшем простор для личной энергии, таланта и воли выдающихся личностей эпохи. Капитан-генерал, предводитель наемных войск Венецианской республики по постановлению Сената был увековечен не в скромном церковном надгробии, а в первом гражданском монументе эпохи Возрождения.
Прообразом памятника Гаттамелате послужила знаменитая бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия (II в. н.э.), которую Донателло видел во время поездки в Рим в юные годы. Короткая туника, облегающий торс колет, босые ноги в сандалиях и открытая голова – это военный костюм полководца или императора Древнего Рима, воссозданный скульптором с археологической точностью. Однако, следуя античной традиции конного монумента, Донателло сумел придать ему новый смысл. Его герой в гораздо большей степени исполнен пафоса активного самоутверждения. Волевое и спокойное лицо; поза, исполненная сдерживаемой энергии и достоинства, уверенный и величественный жест руки, сжимающей маршальский жест, создают образ гордого триумфатора. Восторженные почитатели шедевра Донателло сравнивали Гаттамелату с прославленными римскими полководцами и императорами – Сципионом, Катоном, Цезарем, видели в нем прямого наследника величия и славы истории Древнего Рима. Портретно узнаваемый облик Эразмо ди Нарни придает реалистическую убедительность этому идеальному возвышенному образу. Обобщенность и торжественность силуэта, укрупненность масс, характерные для монументальной скульптуры, обогащены тщательной и изысканной проработкой деталей, столь свойственной индивидуальной манере Донателло.