ДОКЛАД на тему: «Интеграция ИКТ и здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности






ДОКЛАД
на тему: «Интеграция ИКТ и здоровьесберегающих технологий
в урочной и внеурочной деятельности»







Подготовил:
учитель информатики
Абдулаев Магомед Макашарипович





Хуштада- 2016г.









Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Информатизация  сегодня – это глобальный социальный процесс. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации  является информатизация образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится:
ИКТ – это инструмент реализации ФГОС.
 Здоровьесберегающие  образовательные технологии  также  являются обязательным  условием внедрения  ФГОС.         
Что же такое ИКТ - технологии? Это процесс использования совокупности средств и методов сбора, обработки и передачи информации.
Здоровьесберегающие  технологии?
Это технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся.
Это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
В Конвенции долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2020 года сказано, что «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Важным условием сохранения и укрепления здоровья детей является комплексное внимание к нему со стороны педагогов, родителей.
«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком
случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно"
Академик, хирург Н. М. Амосов.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. В этот период приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
«Информационное сопровождение опережающего введения ФГОС как условие и средство качественного обновления образовательного пространства». Информатизация  сегодня – это глобальный социальный процесс. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации  является информатизация образования. ИКТ - технологии получают все большее распространение в учебно-воспитательном процессе и все чаще говорят о вреде, который наносит здоровью школьников их использование.
Длительное пребывание перед экраном монитора негативно воздействует на здоровье ребёнка. Страдают зрение, осанка, могут возникнуть головные боли, повышенная общая утомляемость,  последствия воздействия электромагнитных полей и статического электричества, малоподвижного образа жизни. Сам компьютер не плох и не хорош - тем или другим он делается в зависимости от того, как он используется. Невежество и беспечность, отсутствие разумного подхода крайне опасны для телесного и психического здоровья ребенка. 
Ответственная роль школы:  «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» Сократ.
Цель школы:  Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся при использовании ИКТ – технологий. 
Модель выпускника СОШ – это человек здоровый физически, морально, психически и социально. 
Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям школьников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках применяются информационно - коммуникационные технологии, поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать еще, задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке необходимо на ИКТ - уроках использовать здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии на ИКТ - уроках - это:
условия обучения ребенка на уроке (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
В настоящий момент уровень материально-технического оснащения школы достаточен. С активным использованием ИКТ – технологий возникает проблема сохранения здоровья ученика и учителя. Исходя из ранее названной цели, мы могли выделить следующие задачи:
 Задача № 1
«Организовать здоровьесберегающую  деятельность на уроках и внеурочной деятельности»
Соблюдение гигиенических требований на уроках и во внеурочной деятельности.
Благоприятный эмоциональный настрой на уроке и внеурочной деятельности.
Проведение физкультминуток и динамических пауз.
Построение урока с учетом работоспособности учащихся .
Проведение Дня здоровья и других спортивно-массовых мероприятий.
Физкультурные занятия.
Разнообразные спортивные секции.
Внеурочная деятельность в объединениях.
Подвижные игры  на переменах в начальном звене.
Флешмоб на переменах с помощью старшеклассников.
Организацию чередования различных видов деятельности;
Построение расписания уроков с позиций  здоровьесбережения.
Ежегодные медицинские осмотры.

Задача № 2
«Проведение диагностики создания оптимальных условий  путем ведения мониторинга по определению доли учащихся, занимающихся самостоятельным контролем работы за компьютером»
Ведение карт здоровья учащихся.
Мониторинг физического развития учащихся.
Мониторинг по ЗОЖ.
Распространение памяток по сохранению здоровья: «Упражнения  для глаз»,
«Требования к рабочему месту», «Правила работы за компьютером», «Комплекс упражнений за компьютером»,  Памятка для родителей по использованию Интернета ребенком» 
Мини-проекты на тему сохранения здоровья по предметам и на занятиях внеурочной деятельностью.
Проведение анкетирования учащихся: «Соблюдаете ли вы правила безопасной работы за компьютером?»
Организацию учета динамики работоспособности школьников во время образовательного процесса.
Анкета для учащихся на выявление мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
Анкета для родителей "ИКТ в школе".        
Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ - уроках
Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером на ИКТ - уроках необходимо соблюдение санитарно – гигиенических требований: в 1 классе за компьютером можно работать не более 10 минут, во 2 - 4 классах – не более 15 минут
Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке необходимо проводить динамические паузы, физминутки и зрительные гимнастики.
Упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, снятием напряжения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Зрительные гимнастики рекомендуется проводить в середине и в конце занятия в течение 1 минуты.
Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради и за компьютером рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд вдаль на несколько секунд.
Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (определение изображения, спрятанного на рисунке). На уроке начинает присутствовать элемент соперничества, в котором зарядка для глаз не воспринимается как серьезный этап урока.
Необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций
шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт
количество цветов на слайде не больше трёх
цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался
текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников
В течение урока необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии на ИКТ - уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливается интерес детей к предмету.
Поиск путей решения всех  проблем является залогом сохранения и приумножения физического и психологического здоровья школьников. Для этого педагоги активно используют: - проектный метод,  - технологии личностно-ориентированного обучения, - дифференцированный подход,  - работают над изучением и внедрением технологии развития критического мышления,  - применяют уроки нестандартных форм и т.п.  Использование данных  методик и технологий на современном этапе невозможно без ИКТ.
ИКТ - это полезный инструмент для организации интегрированных уроков, для реализации межпредметных и внутрипредметных связей (стенды, плакаты, брошюры и т.п. создаются с помощью ИКТ силами медиков и учащихся). Преодолеть негативные последствия использования ИКТ помогают беседы с учащимися: -  на уроках информатики, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности, ОЗП - встречах с медиками и психологом. 
Также разработаны памятки для родителей, где рассказываются о проблемах игровой и компьютерной зависимости, о способах профилактики и борьбы с этими явлениями. 
Итак, при условии грамотного  использования, ИКТ станут  для педагогов школы  помощниками в деле здоровьесбережения школьников и создания системы здоровьесбережения.  Опыт работы  педколлектива нашей школы  показывает, что «ИКТ» и «здоровье» это не два взаимоисключающих понятия, что ИКТ при их грамотном использовании могут служить инструментом и помощником в деле сохранения  и приумножения здоровья школьника. 
Для модернизации учебного процесса включающего в себя: создание на уроках благоприятного микроклимата, использование развивающих образовательных технологий, особенно здоровьесберегающих, использование проблемных методов обучения, информационных технологий необходимо использовать интеграцию, как наиболее подходящую форму организацию обучения.  Именно интеграция поможет реализовать те цели и задачи, которые мы перед собой ставим, а именно:
·         устранить перегрузки, усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность начального образования, то есть направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей учащихся самостоятельно добывать требуемые им знания и навыки, развитие творческих способностей;
·         поднять значение роли учебной инициативности и самостоятельности школьников, обеспечить развитие вариативности и доступности образовательных программ;
·         усилить дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса.
Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач».
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».




















МКОУ «Хуштадинская СОШ» Абдулаев М.М_Ш

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215