Урок русского языка в 6 классе «Разносклоняемые имена существительные»


Урок русского языка в 6 классе
«Разносклоняемые имена существительные»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: совершенствовать умение написания падежных окончаний разносклоняемых имен существительных
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: знать перечень разносклоняемых имен существительных, об особенностях написания падежных окончаний разносклоняемых имен существительных, о суффиксе –ЕН- в основе существительных на МЯ.
Метапредметные:
Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация Слово учителя
Проверка домашнего задания
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа
-что такое склонение?
-сколько склонений выделяют у имен существительных?
-как определить склонение имен существительных? (по роду и окончанию)
-просклоняйте слова
страна, окно, мать.
-какой суффикс участвует в образовании формы слова мать?
Сегодня мы познакомимся с вами с особыми именами существительными
2) Запишите тему урока
«Разносклоняемые имена существительные» Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения Слово учителя:
- Итак, разберемся с темой урока.
-просклоняйте существительные конь и путь
-какой суффикс добавляется к слову путь?(-ем).- В каком падеже? (Т.п.)
-Какие окончания имеет это слово в Р.,Д.,Пп.? (-и, как у сущ. 3 склонения)
-сравните падежные окончания слов конь и путь (они различаются)
-что можно сказать о склонении данных существительных? К какому склонению отнесем каждое из них?
- Предположите, с чем это связано. Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план (проект) урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания
(реализация построенного проекта) 1.Работа с учебником
1) чтение и анализ п.45, выводы
- что нового вы узнали из учебника?
-что такое разносклоняемые имена существительные, почему они так называются?
-составьте перечень разносклоняемых существительных (10 ср.р.на –мя + 1 сущ. м.р. путь)
- когда прибавляется суффикс –ян? ( в словах семя, стремя в род.п. во мн.ч.)
2. Составление кластера или схемы
Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность 1. Синтаксический разбор предложения
Многих интересуют вопросы, которые связаны с русскими личными именами.
-построить схему, объяснить орфограммы;
-есть ли слова на изучаемую орфограмму? объяснить написание слова имени;
2. Произвести морфологический разбор слова именами.
3. Выполнение упр. 255 с комментариями по образцу
4.Работа со словарем
-Прочитайте словарную статью слова путь.
-Какие окончания имеет в род.п.ед.ч и в им.п.во множ.числе?
-можно ли употреблять форму во мн.ч.-путя? (нет, нужно- пути)
5.Самостоятельная работа
упр.258( по вариантам: 1 в.- 1-3 строчки, 2в.-4-6 строчки)
-подчеркнуть разносклоняемые имена существительные, выделить пропущенные орфограммы
6. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном
7. Выставление оценок Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке. Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание П.45, упр.257 или придумать лингвистическую сказку о разносклоняемых именах существительных