Урок русского языка в 6 классе Разносклоняемые имена существительные
1. Предмет: Русский язык
2. Класс: 6
3. Автор УМК: Т.А.Ладыженская
4. Тема урока: Разносклоняемые существительные
5. Тип урока: Урок открытия новых знаний
6. Цель урока: : Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать
7. Задачи урока:
образовательные: Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала
развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности
воспитательные:воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.
Предметные результаты:
Знать: разносклоняемые существительные; особенности их склонения;
Уметь: распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: разносклоняемые существительные
10. Межпредметные связи: Литература
11. Ресурсы: учебник «Русский язык» Ладыженская Т.А., 6 класс, толковые словари.
Технологическая карта урока русского языка «Разносклоняемые существительные»
п/п
Этап урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
УУД
1
Организационный этап(мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Добрый день, ребята! Нарисуйте на полях круг такого цвета, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Рисуют круг и демонстрируют своё настроение
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Действие смыслообразования (Л).
2
Актуализация знаний и фиксация затруднении
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Выявляет знания, полученные по теме «Имя существительное» в 5классе, используя АМО (приём «Торт»).
Давайте мы с вами испечём торт.
Но чтобы он получился вкусным, мы повторим всё об имени существительном. Из скольких коржей он будет состоять?
1корж- общее значение
2-морфологические признаки
3- синтаксическая роль
Дайте определение имени существительного.
Как изменяются существительные?
Как называется изменение существительных по падежам?
Сколько склонений у существительных?
Какие существительные относятся к 1 склонению?
Какие существительные относятся ко 2 склонению?
Какие существительные относятся к 3 склонению?
Какую роль выполняют существительные в предложении?
Отвечают на вопросы, называют признаки имени существительного
Самооценка
Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П).
Умение оформлять свои мысли в устной форме (К).
3
Постановка цели и задач урока.
Выдвигает проблему. Предлагает обучающимся
Закончить фразу:
Склонение-это...
К 1 склонению относятся...
Ко 2 склонению относятся...
К 3 склонению относятся...
Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки»
( существительные, относящиеся к разным склонениям, даны вперемешку, надо разложить существительные в «свой» мешочек)
Пассажир, перрон, вокзал, троллейбус, армия, долина, игра, сессия, опасность, знамя, вестибюль, мышь, окно, мяч, небо.
1ряд-1скл., 2ряд- 2 скл. .,3р.-3скл.
Чем вы руководствовались, распределяя слова?
Какое слово оказалось лишним?
Как вы думаете почему?
Проблемный вопрос: имеются существительные, которые не относятся ни к первому, ни ко второму, ни к третьему склонению. Что это за существительные?Прием «Корзина идей и понятий».
Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока.
Фронтальная работа. Отвечают на вопросы, выполняют задание учителя, выдвигают гипотезы
Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К).
Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П).
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
4
Построение проекта выхода из затруднения
Какие пути решения вы предлагаете? Как будем действовать, чтобы проверить наши предположения?Проведём исследование, может окончания подскажут решение проблемы?
Просклоняем:
1) игра, имя
2) окно,имя
3) мышь, имя
Окончания какого склонения имеет существительное имя в Р.п, Д.п, П.п? ( 3-го склонения)
-А в Т.П? (2-го склонения)
Как можно было бы назвать такие существительные?
А чтобы узнать как называются существительные, и определить тему урока нам нужно разгадать ребус. Для этого нам нужно вспомнить и математику
1)Как называется результат математического выражения уменьшаемое минус вычитаемое (разность)
2)Часть горЫ
Какова же тема нашего урока?
Проверяют предположения, исследуя языковой материал
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П
Ребята, сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске:познакомиться с
узнатьпонятьнаучиться
- Цель нашего сегодняшнего урока - познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых, узнать, сколько их, понять, в чем их особенности, научиться их склонять.
Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).
Моделирование-преобразование объекта (предложения) в модель (схему) (П).
5
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Групповая работа– 1гр-поиск информации о разносклоняемых именах существительных в Интернете (ссылка http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-066.htmпункт 133). 2гр-учебник Бабайцевой В. 3 гр- учебник Ладыженской Т.А.
Дети работают по следующему плану:
1. Какие существительные относятся к разносклоняемым?
2.Почему они так называются?
3.Каковы особенности склонения данных существительных?
Защита работы групп. Взаимооценка и самооценка работы групп.
Работают в группах с разными источниками.
Защита работы групп. Взаимооценка и самооценка работы групп.
Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П).
Умение оценивать действия одноклассников (К).
6
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и из коррекция.
Ребят, давайте объясним значения разносклоняемых существительных
БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)
ВРЕМЯПродолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д
ВЫМЯ, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы усамок млекопитающих животных.
ЗНАМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству.
ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.
ПЛАМЯ–огонь
ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность
СЕМЯ, -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения у растений, зерно.
СТРЕМЯ,род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена.
ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями.
ПУТЬ дорога
Давайте запишем данные слова в тетрадь
Упр.254, 257
Работают с толковым словарём
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р).
Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П).
Умение оценивать действия одноклассников (К).
7
Домашнее задание (записано на доске).
Комментирует ДЗ на выбор:
1.Подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.
Составить тест по теме «Разносклоняемые существительные».
3.Упр.257
Записывают ДЗ в дневниках.
8
Рефлексия учебной деятельности.
Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Представьте себе, что у вас в руках телефон. Отправьте СМС маме о том, что изучали сегодня на уроке, довольны ли вы своею работой на уроке, полезен ли будет вам материал урока?
Оценивает работу на уроке.
Самооценка
Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П).
Умение выражать свои мысли (К).
Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р).
15