Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме Разносклоняемые имена существительные
Технологическая карта урока ______________________________ в _________ классе _____._____. 20____г.
( предмет) (класс) (дата)
Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные»
Тип урока:
Урок усвоения новых знаний: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 14, 15
Урок контроля знаний и умений: 1, 3, 11, 15
Комбинированный урок: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 12, 14, 15 Урок коррекции знаний, умений и навыков: 1, 3, 13, 14, 15
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления): 1, 2, 3, 4, 5, 8, 14, 15
Урок актуализации знаний и умений (урок повторения): 1, 2, 3, 4, 9, 10, 12, 14, 15
Урок систематизации и обобщения знаний и умений: 1, 3, 4, 10,\
9, 12, 14, 15
Цель урока
Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями о разносклоняемых существительных, особенностях их склонения и правописания
Задачи урока:
Образовательные: Формирование умения изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях
Развивающие: Развитие творческого мышления и совершенствование коммуникативных речевых умений и навыков
Воспитательные: Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку
Планируемые результаты
Предметные
Личностные
Метапредметные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Межпредметные связи
Ресурсы урока
мультимедиа
- учебник «Русский язык: Учебник для 6 класса» авторов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
- карточки с заданиями для групп
- карточки (для каждого ученика)
- карточки - анкеты для проведения рефлексии (для каждого ученика)
Формы урока
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая,
УМК
Ход урока
Дидактическаяструктура урока, с указанием времени
Деятельностьучителя
Деятельностьучеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные УУД
Метапредметные УУД
1
Организационный этап, _____ мин
- Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила ночь.
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»
Я рада видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Успехов вам и удач! (слайд 1)
Выполняют задания учителя
Машут руками
Садятся девочки
Садятся мальчики
Закрывают глаза
Открывают глаза
Улыбаются друг другу
2
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, _____ мин
3
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, ____мин
Сегодня, перед тем как прийти к вам на урок, я получила необычное письмо на имя вашего класса. Давайте посмотрим, что в нем. «лицей
№ 11, 6 А классу, из города Морфология от имени Существительного».
А что внутри?
Так, три документа. Давайте разберемся (слайд2)
Бремя
Время
Вымя
Знамя
Имя
Племя
Пламя
Семя
Стремя
Темя
Путь
Прочтем письмо. Вы понимаете, для чего нам прислали эти слова ? Попробуем разобраться.
- Чтобы понять для чего нам эти слова и определить тему нашего урока, нам нужно выполнить задания
Для начала скажите какой части речи эти слова?
Давайте вспомним, что мы знаем о существительном
Дайте определение имени существительного.
Как изменяются существительные?
Как называется изменение существительных по падежам?
Сколько склонений у существительных?
Какие существительные относятся к 1 склонению?
Какие существительные относятся ко 2 склонению?
Какие существительные относятся к 3 склонению?
Какую роль выполняют существительные в предложении?
Давайте проанализируем следующий документ из письма (слайд 3)
Не в золоте богатство, а в добром имени
Какой поучительный смысл имеет данная пословица?
Давайте определим склонение у существительных из этой пословицы
Оказывается, не все существительные можно отнести к 1,2 или 3 склонению.
Где мы сегодня уже видели существительное «ИМЯ» ?
Давайте познакомимся еще с одним документом, содержащимся в письме (слайд 4)
Падеж
Склонение
2-е
3-е
И.
сторож
мышь
имя
Р.
сторожа
мыши
имени
Д.
сторожу
мыши
имени
В.
сторожа
мышь
имя
Т.
сторожем
мышью
именем
П.
о стороже
о мыши
об имени
– Ребята, попробуем расшифровать этот документ. Что представлено в таблице
Существительные каких склонений представлены в таблице?
Обратите внимание на окончания существительных.
Какие окончания при склонении имеет существительное ИМЯ?
Сопоставьте их с окончаниями 2 и 3 склонения.
Какой вывод можно сделать?
А чтобы узнать как называются существительные, содержащиеся в письме и в том числе существительное ИМЯ и определить тему урока нам нужно разгадать ребус (слайд 5) Для этого нам нужно вспомнить и математику
Как называется результат математического выражения уменьшаемое минус вычитаемое (разность)
Часть горы
Такие существительные называются разносклоняемыми. Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока, сегодня мы будем говорить о разносклоняемых именах существительных. Как вы думаете почему они называются разносклоняемыми?
- Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сделать сегодня на уроке, чему научиться ?
- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока
Нет
Ответы детей
золото-2
богатство - 2
имя – 1 или 2? (создание проблемной ситуации)
одно из существительных, содержащихся в письме
2,3 и существительное ИМЯ, которое нельзя отнести ни к 1, ни ко 2 склонению
Существительное ИМЯ в Р, Д, П падежах имеет окончания 3 склонения, а в Тв падеже окончание второго
Склоняются по-разному
Познакомиться с разносклоняемыми существительными, научиться их правильно склонять и писать
4
Актуализация знаний, _____ мин
5
Первичное усвоение новых знаний, _____ мин
Ребята, из документов содержащихся в письме, мы извлекли определенную информацию, а теперь сравним её с материалом учебника § 37 на с.87 и найдем дополнительный материал по теме
Какие существительные относятся к разносклоняемым?
Какого они рода? Почему они называются разносклоняемыми?
Какой дополнительный материал вы нашли по этой теме в учебнике?
Какой суффикс добавляется у существительных на –МЯ в родительном, дательном, творительном и предложном падежах?
Какой суффикс добавляется у существительных СЕМЯ и СТРЕМЯ в родительном падеже множественного числа
Изучают материал по теме в учебнике
Ответы детей
6
Первичная проверка понимания, _____ мин
Ребят, давайте объясним значения разносклоняемых существительных
БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.) (Слайд 6)
ВРЕМЯ Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д (слайд 7)
ВЫМЯ, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы усамок млекопитающих животных. (Слайд 8)
ЗНАМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета (илицветов) широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству. (слайд 9)
ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. (слайд 10)
ПЛАМЯ –огонь (слайд11)
ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность (слайд 12)
СЕМЯ, -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения урастений, зерно.(слайд 13)
СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдетьноги в стремена. (слайд 14)
ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями. (слайд 15)
ПУТЬ дорога (слайд 16)
Давайте запишем данные слова в тетрадь
Ответы детей
.
Записывают слова в тетрадь
7
Первичное закрепление, _____ мин
А) Давайте наши полученные теоретические знания применим на практике. Для этого я приглашаю двух человек к доске. Просклоняем существительные путь, знамя. Параллельно учащиеся склоняют эти существительные по вариантам 1,2 . , выделяя окончания и суффиксы ПРОВЕРКА. С проговариванием.
Ребята, вы сейчас самостоятельно просклоняли разносклоняемые существительные. В чем мы еще раз убедились?
Ребята, давайте немного пофантазируем и сконструируем словосочетания с разносклоняемыми существительными. Сделаем их синтаксический разбор (один ученик у доски)
Смысловая связь, грамматическая связь, вид словосочетания
Молодцы! Мы хорошо поработали, а теперь можно и отдохнуть
Потрудились отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Два наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
Упражнение для глаз
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.
Шея не напряжена, а расслаблена.
Б) Ребята, сейчас мы составляли словосочетания, и я убедилась, что вы люди творческие, поэтому предлагаю выполнить творческое задание в группах. Объединимся по четыре человека
Творческое задание ( работа в группах). Раздаются карточки с заданиями для групп.
Задание: Объясните значение фразеологизма, пофантазируйте и предложите версию его происхождения, составьте с фразеологизмом предложение.
Называть вещи своими именами, без роду и племени, со времен царя Гороха, гори оно ясным пламенем
В случае затруднения можно обратиться к фразеологическому словарю
Проверка
В) А теперь давайте проверим себя, проверим, как мы усвоили материал по теме и поработаем самостоятельно
Предлагаю вам задание на карточках.
Взаимопроверка (работа в парах)
Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых существительных.
Занимать много времени, в пламени костра, много семян, подарок африканскому племени, нога в стремени, звать по имени, подъем знамени, дорожить временем, посылка на моё имя, ждет семена земля, счастливого пути
Взаимопроверка в парах слайд 20
Ребята, есть работы абсолютно верные, без ошибок?
С 1-2 ошибками ?
С тремя ошибками?
Молодцы, мы очень плодотворно поработали!
Выполняют задание
Разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах существительные имеют окончания 3 склонения, а в творительном – 2 склонения
Имитируют движения
Выполняют задание в группах
Выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка
8
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, _____ мин
9
Применение знаний и умений в новой ситуации, _____ мин
10
Обобщение и систематизация знаний, _____ мин
11
Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений, _____ мин
12
Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция, _____ мин
13
Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений, _____ мин
14
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, _____ мин
На выбор: (слайд 22)
1) Упр.208 на стр.84
2) сочинить сказку о разносклоняемых существительных (или с использованием этих существительных).
15
Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин
Ребята, за что мы можем похвалить себя сегодня? Над чем нам еще следует поработать? Зачем нам нужен был этот урок?
А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа
1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
Заполняют анкету
Самоанализ
Достижения:
Сложности:
Предложения:
Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа урока.
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
Результативность решения дидактической задачи
Содержание урока
Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
Методы и средства обучения
Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
Формы обучения
Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока
Целесообразность использования предложенных заданий
Результативность урока
Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
Практическая направленность урока
Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
Взаимопомощь
Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
Формирование ИКТ-компетентности
Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
Структура урока
Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
Контрольно-оценочная деятельность
Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий
Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов
Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся
Педагогический стиль
Соблюдение норм педагогической этики
Гигиенические требования
Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
Соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям
Соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ
15