Конспект урока Тема: закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.


Конспект урока по русскому языку
Тема: закрепление по прямой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о предложениях с прямой речью, о постановке в них знаков препинания.
Задачи:
Образовательные:
- повторить, что такое прямая речь, расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью.
- определять спряжение, время глаголов, основную мысль текста.
- уметь находить образные сравнения в тексте.
Развивающие:
- способствовать развитию орфографической зоркости, каллиграфического навыка письма.
- развивать умение чтения и понимания текста.
Воспитательные:
- формировать культуры речи учащихся.
- воспитывать интерес к родному языку.
План:
Организационно-мотивационный этап
Диагностика успешности
Актуализация знаний на этапе закрепления ЗУН
Оценочно – рефлексивный этап
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Оборудование: учебник, смайлики для рефлексии.
Организационно – мотивационный этап
Цель: Организовать детей на предстоящую работу.
Метод: Словесный
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Здравствуйте. Садитесь.
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начался урок.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Поднимите тот смайлик, с каким настроением вы пришли на урок.
(если веселый смайл)Я надеюсь ваше настроение останется таким же приподнятым.
(если смайл грустный) Я надеюсь в процессе активной работы на уроке ваше настроение улучшится.
Хорошо. Приветствуют.
Поднимают смайлики, в соответствии со своим настроением.
Диагностика успешности.
Цель: Систематизировать имеющиеся знания для подготовки к восприятию новой учебной информации.
Метод: Словесный, практический.
Прием: Беседа, упражнение.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Минутка чистописания.
1 строка: бо ди ва гу2 строка: ловит кричать мечтает3 строка: Отец сказал Ты бледна Маша
Ребята, посмотрите на первую строку.
Что вы видите? Какой слог лишний? Почему? В каких буквах присутствует овал? Правильно.
Дополните любой слог до целого слова.
Какие слова вы придумали?
Хорошо. Запишите у себя эти слоги.
Обратите свое внимание на вторую строку. Что вы увидели? Что вы можете сказать об этих глаголах? Какой глагол лишний? Почему?
Правильно. Давайте, устно определим спряжение глаголов.
Ребята, посмотрите на третью строку. Что вы заметили?
Да, правильно. Не хватает знаков препинания. Это предложение с прямой речью. Кто пойдет к доске и расставит знаки препинания?
А остальные у себя в тетрадях.
Давайте проверим. У всех так в тетрадях?
Хорошо. Ребята, что мы с вами отрабатывали?
Что мы вспомнили? О какой речи мы с вами говорили? Отлично.
Из ходя из проведенной минутки чистописания, как вы думаете, какой материал мы будем закреплять, отрабатывать?
Правильно. Прямая речь и знаки препинания при прямой речи.
Давайте определимся с задачами нашего урока.
Молодцы.
Задачами нашего урока являются:
Повторить, определение понятия прямая речь, порядок использования знаков препинания в предложениях с прямой речью. Определить спряжение, время глаголов. Учиться находить образные сравнения. Определять основную мысль текста.
Записывают.
Мы видим, слоги, буквосочетания.
Лишний слог ди-и показатель мягкости.
Овал присутствует в слогах бо, ва.
Например слова, бочка, диван. Записывают.
Мы видим глаголы.
Ловить – 2 спр, наст.вр. Кричать – 1 спр-н.ф.
Мечтает – 1 спр, наст.вр.
Мы заметили ошибки в предложениях. Не хватает знаков препинания. Это предложение с прямой речью.
Выполняют задание.
Проверяют.
Мы отрабатывали безотрывное, красивое, грамотное письмо. Говорили о прямой речи. Вспомнили время и спряжение глаголов.
Мы будем работать по теме прямая речь.
Выдвигают свои задачи.
Актуализация знаний на этапе закрепления ЗУН
Цель: Обобщение и систематизирование знаний учащихся по изученному материалу.
Методы: Словесный
Прием: беседа
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ребята, скажите, что такое прямая речь?
Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?
Запишите схему предложения, которое мы разбирали в минутке чистописания. Поднимите руку, кто пойдет к доске и запишет схему предложения. Остальные у себя в тетрадях. Давайте проверим, у всех так?
Молодцы.
Откройте учебник, найдите упражнение 406.
Итак, прочитайте про себя этот текст.
Закончили. Ребята, после текста даны задания. Витя, прочитай вслух задание под цифрой 2. Спасибо.
Отвечаем на вопрос: Что обозначают знаки препинания в данном тексте? От какого лица ведётся рассказ?
Хорошо.
Настя, прочитай вслух задание под цифрой 3. Спасибо.
Ребята, кто передаст содержание текста своими словами? В чем заключается основная мысль текста?
Олег, прочитай задание под цифрой 4. Спасибо. Что мы должны сделать? Ребята сколько времен у глагола? Ребята, каждый ряд будет выписывать только те глаголы, того времени, которые выпадут в жеребьевке. А у доски будут выполнять задание трое ребят. Один будет выписывать глаголы настоящего времени, другой будущее и третий прошедшего. Кто пойдет к доске? Хорошо. Давайте определимся с жеребьевкой. Вытяните карточку кто нибудь один с каждого ряда, прочитайте глагол и то какое время глагола вы определите и будете выписывать только глаголы этого времени.
Закончили.
Ребята, если вы считаете, что выполнено правильно поднимите правую руку, если вы нашли ошибки поднимите левую руку. Молодцы.
А сейчас мы с вами отдохнем. Встаньте из - за парт, выполняем физминутку, повторяем за мной движения и слова.
-Как живёшь? Вот так!-Как берёшь? Вот так!-Как даёшь? Вот так!-Как грозишь? Вот так!-Как шалишь? Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)-Ночью спишь? Вот так!-Как молчишь? Вот так! ( 2 раза).
Молодцы. Садитесь.
Найдите упражнение № 407. Прочитайте первое задание в этом упражнении. С чем нам нужно ознакомиться? Правильно. Нужно прочитать стихотворение Аполлона Коринфского. Быстренько прочитайте про себя самостоятельно стихотворение.
Ваня, прочитай стихотворение вслух, громко, красиво, выразительно. Спасибо.
Какие слова вам кажутся старинными? Как мы говорим сейчас? Что обозначают эти слова?
Давайте прочитаем задания после стихотворения. Настя, прочитай задание под цифрой 2. Кто ответит на вопрос? Поднимите руку. Хорошо. Правильно.
Марина, прочитай задание под цифрой 3. Спасибо. Кто нашел образные сравнения? Поднимите руку. Правильно.
Миша, прочитай задание под цифрой 4. Итак, давайте будем поочереди выходить к доске выписывать глагол, определять спряжение, выделять окончание, подчеркивать орфограммы. А остальные ребята записывайте у себя в тетрадях. Если первое спряжение, то поднимите 1 руку, если второе, то 2 руки. Хорошо. Правильно. Ребята, какое правило, мы с вами повторили? Прямой речью называется предложение (или предложения), в котором говорящий (пишущий) точно (дословно) воспроизводит чью-то речь.
Слова автора могут предшествовать прямой речи, следовать за ней или вкрапляться в неё, разрывая её на части. 
Записывают.
Проверяют.
Читают текст.
Ученик читает задание.
Знаки препинания в данном тексте обозначают прямую речь.
Рассказ ведется от лица автора.
Настя читает задание.
Ученики пересказывают, рассказывают, как они поняли текст, мальчик обижал зверей, зав их совсем не так как нужно. Тогда автор проучил, озорника-мальчика, назвав его девочкой.
Главная мысль заключается в том, что нельзя обижать зверей, да и людей, нужно называть и звать так как положено, правильно, чтобы никому не было обидно.
Олег читает задание.
Мы должны определить время у глаголов. 3 времени у глагола.
Ребята, с каждого ряда вытягивают карточку, определяют время, дальше приступают к работе.
Проверяют.
Выполняют физминутку.
Нужно ознакомиться со стихотворением.
Читают.
Ваня читает вслух.
Старинные слова: рдеется, полымем.
Рдеть- значит краснеть, отливать красным цветом.
Вспыхнула полымем – значит вспыхнула пламенем, огнем.
Образные сравнения – солнце как сердце.
Рдеется – 1 спр.
Всходит – 2 спр.
Видеть – 2 спр.
Вспыхнула – 1 спр.
Пышет – 1 спр.
Надеется – 1 спр.
Голубеет – 1 спр.
Надеется – 1 спр.
Мы повторили правило определение спряжения глаголов.
Оценочно – рефлексивный этап.
Цель: стимулировать активность учащихся, их стремление к диагностике успехов, формировать умения оценивать свою деятельность.
Метод: словесно – наглядный
Прием: беседа
Форма организации: фронтальная
Вид деятельности: подведение итогов
Средства: смайлики
Деятельность учителя Деятельность учеников
Наш урок подходит к концу.
1)Ребята, скажите, какая была тема нашего урока?
2) Решены ли задачи нашего урока? Почему, докажите?
3)Возникли ли у вас трудности при работе на уроке? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем не возникали трудности?
4)Что у вас получилось?
Ребята, поднимите тот смайлик, какое у вас сейчас настроение. Ребята, я рада, что наша деятельность на уроке подняла вам настроение. Ребята, скажите, кто работал на уроке активно?
Кому можно поставить 5? Почему?
А кому нужно повторить правила?
Хорошо. Спасибо вам дети за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. Тема урока прямая речь.
Задачи решены, мы выполняли упражнения, определяли спряжение, находили главную мысль текста, время глагола определяли и т.д.
Отвечают.
Поднимают смайлик, в соответствии со своим настроением.
Определяются с отметкой.