Словообразование. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Класс
5
Тема занятия:
Словообразование. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
(СЛАЙД №1)
Общие цели:
цели урока:
Образовательные:
· уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”,
” основа “;
· научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
Развивающие:
· развивать умения планировать, контролировать, и анализировать собственную учебную деятельность;
· развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
· развивать умение работать с текстом;
· развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
· создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
· воспитывать потребность оценивать свою деятельность;
· воспитывать культуру речи, любовь к слову, к языку;
· воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Результаты обучения:
ученики знают теоретический материал, умеют применять на приобретенные знания, демонстрируют достигнутые знания в соответствии со стандартами развития.
Используемые модули:
Критическое мышление, формативное оценивание, диалогическое обучение.
Этапы занятия
Время
Виды деятельности
Создание благоприятного микроклимата на уроке.
Цель данного этапа: создание ситуации успеха.
1мин.
« Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» (СЛАЙД № 2)
Учитель: По-моему мнению, эти слова я в полной мере могу отнести к вам, моим ученикам.
-Я желаю вам сегодня плодотворной работы!
Вызов:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
Задание№1
Самопроверка
Новая тема
– исследовательская работа в парах, диалогическое обучение
Осмысление
– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.
Закрепление материала.
По карточке, задание №2
Творческое задание
2 мин.
4 мин.
2-3 мин.
2мин.
4мин.
2мин.
5мин.
3мин.
3мин.
Проверка пройденного материала.
Прием « согласен не согласен»
- Я утверждаю, что раздел «Лексика» изучает звуки речи.
- Я утверждаю, что антонимы, слова одной и той же части речи близкие по смыслу.
- Я утверждаю, что омонимы – это многозначные слова.
- Я утверждаю, что однозначные слова имеют одно лексическое значение.
- Я утверждаю, что корень, суффикс, приставка и окончание - это значимые части слова -морфемы .
- Виды морфем вам уже известны из уроков русского языка в начальной школе. Давайте посмотрим видеоурок и вспомним.
Видео урок
-Итак, что такое морфемы? Назовите их.
Знание морфемы поможет вам выполнить задание.
«Исправь ошибку»
В данных предложениях найдите орфографические ошибки. Укажите, в каких частях слова они допущены. Запишите предложения в исправленном виде в тетради.
И хищные звери жилеют своих дитенышей. (Ошибки в корнях слов)
Пагрузили вещи все и паехали к реке. (Ошибки в приставках)
Болельщеки громко кричали:
· « Шайбу! Шайбу!» . (Ошибки в суффиксах)
(ПРОВЕРКА. СЛАЙД № 3 )
-Проверьте себя, оцените свою работу. Оценку внесите в оценочный лист.
(СЛАЙД № 4)
-Какое сейчас время года? Задумайте слово на тему «Зима»
А теперь давайте поработаем по карточкам. Найдите различие слов двух столбиков.
( исследовательская работа в парах)
В чем различие слов двух столбцов
Формы слова
Однокоренные слова
мороз
мороза
морозу
мороз
морозом
о морозе
мороз
морозный
морозит
морозец
-Изменилось ли лексическое значение?
-При помощи какой морфемы изменилось слово?
-Определите, одинаково ли лексическое значение слов?
-К какой части речи относится каждое слово?
-Скажите для чего мы сравнивали слова 2 столбиков? -Как называется тема сегодняшнего урока?
Форма слова
Однокореннве слова
Отличаются по составу друг от друга
только окончаниями
приставками
суффиксами
Могут относиться к одной части речи или к разным частям речи?
только к одной части речи
к одной части речи
к разным частям речи
Лексическое значение
одно лексическое значение
разное лексическое значение
Выводы: Изменяется ли лексическое значение при изменении формы слова? Какая морфема принимает участие в образовании формы слова?
Физкультминутка.
- Послушайте как о снеге написал казахстанский писатель Иван Шухов. С его творчеством вы познакомитесь в старших классах.
Чтение текста « Разговор о снеге». СЛАЙД №7
Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем – то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега белы снеги, снегурка, снежень, снеговик, заснеженные поля
Снега на весь Казахстан. У слов таится над нами великая сила. Для настоящего художника слово имеет самостоятельную ценность, самостоятельный интерес, полно собственной внутренней жизни. Вот также, например, слово «снег» Вслушайтесь – ка: снежище, снежинка, снежик, снежок, снежана
Снег ты наш, снежище, снежик, снега во весь Казахстан.
Иван Шухов
Задание: Выбрать из текста однокоренные слова и формы слова. Проверка. Самопроверка
Слайд №8
Сердцевиной слов, его смысловым центром является корень. От него слова «растут», как ветви на деревьях. Чем больше образуется слов, тем сильнее становится словесное дерево. (Работа в парах)
-Создайте свое дерево, используя корень.
( зима, холод , лес)слайд №9
Составить синквейн к слову зима зима
Холодная, морозная
Сковала, заморозила, злится
Зима – любимое время года
снег
Этап
Рефлексия
–размышление, рождение нового знания;
–постановка учеником новых целей обучения
1мин.
Красный – не усвоил тему.
Желтый – работал, но допускал ошибки.
Зеленый – все получилось, трудностей не было.
СЛАЙД №10
Домашнее задание
Красный – правило, упражнение.
Желтый – составить тест.
Зеленый – написать сочинение.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15