Урок литературного чтения в 3 классе на тему :И.А. Крылов Слон и Моська
Урок чтения в 3 «Б» классе. Тема: И.А. Крылов «Слон и Моська». Цели: - ввести понятие о басне как жанре; - познакомить с содержанием басни И.А.Крылова «Слон и Моська»; - расширять словарный запас ; - учить прогнозированию содержания по вступлению; - работать над выразительностью чтения; - воспитывать умение жить в мире , дружбе.
Ход урока. 1. Проверка домашнего задания. Работа в группах. Инсценирование отрывка из главы 2 сказки «Три толстяка». 2. Вызов. Введение в тему. 1) Игра «Слова рассыпались». На доске зашифрованы названия литературных жанров. Слова расшифровываются, по ним определяется, с каким жанром ещё не встречались учащиеся. ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРЕЕТНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК. ( былина, сказка, стихотворение, басня, загадка) Ответ: БАСНЯ. 2) Рассказ учителя о басне как жанре.
Басня – небольшое произведение в стихах или прозе с нравоучительным содержанием. Для басни характерна насмешливая разговорная речь. Черты человеческого характера, поступки и отношения людей изображаются в басне иносказательно. Отношения людей заменяются отношениями животных или вещей. Басня часто заканчивается моралью, в которой разъяснена основная поучительная мысль басни.
3) Рассказ учителя о биографии И.А.Крылова.
И.А.Крылов родился в Москве в 1768 году. Отец его был военным. Мать была неграмотной, но образованию будущего баснописца уделялось много внимания. В 10 лет И.А.Крылов остался без отца. Мальчику пришлось работать. Он пошёл в магистрат переписывать бумаги. Семья Крыловых переезжает в Петербург. Крылов рано начал писать стихи. Но они не имели успеха. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге до 73 лет и занимался литературной деятельностью. К нему приходят успех и признание, он получает различные награды.
4) Постановка цели урока. 5) Игра « Найдите лишние слова» Слон, собака, синица, щука, стрекоза. Скажите, по какому признаку вы их выделили. Ответ: слон, собака (животные, о которых предстоит читать басню)
3. Осмысление. Тема. Работа с книгой. Чтение басни И.А.Крылова «Слон и Моська». 1) Лексический комментарий: Зевака – тот, кто из праздного любопытства засматривается на кого-либо, что-либо( ротозей). Отколе – откуда. Дух – сила. Срамиться – позориться. Забияка – зачинщик ссор и драк, задира. Примечать – замечать. 2) Прогнозирование. Читается вступление басни, предполагается, что может произойти и какой будет мораль басни. 3) Чтение басни учителем. Проверка восприятия. Ответы на вопросы: - Кого водили по улицам? - Кто вдруг появился? - Что стал делать? - Как реагировал Слон? - Какой совет дала Шавка? - Послушалась ли Моська? - Почему она лаяла на Слона? - Смогли ли вы предугадать содержание?
4.Размышление. 1) Чтение басни учащимися. Работа над выразительностью чтения. Обращать внимание на то, каким тоном глосса следует читать слова Шавки ( поучительно дает совет), ответ Моськи ( утверждение своей правоты). 2) Составление характеристики Моськи. (Какая? Что делает? Как? Для чего?) Определяется отношение автора к ней.(Пренебрежение, неуважение, насмешка чувствуется в словах «метаться и лаять, и визжать, и рваться») Учащиеся высказывают своё отношение к Моське.
3) Воспитание добрых чувств. Определяется тема, главная мысль автора, иносказание, мораль басни. Отыскиваются слов, ставшие поговоркой.(«Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!») Работа с пословицами. Задору много, да силы нет. Мокрая курица, а тоже петушится. 4) заучивание басни наизусть.
5. Подведение итогов. Задание на дом. Басню И.А.Крылова выучит наизусть.