Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.


Полушкина Светлана Леонидовна
учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 135
с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» г. Перми
Сценарий урока русского языка
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Тип урока: получение новых знаний
Цель: создать условия для формирования умения отличать собственные и нарицательные имена существительные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Ход урока
I Организация начала урока
Здравствуйте, ребята!
А теперь проверь, дружок,Ты готов начать урок?Всё на месте, всё ль в порядке:Книжки, ручки и тетрадки?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?
- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.
- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.
- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!
II Актуализация опорных знаний
- Прочитайте слова, записанные на экране.
( солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Какой частью речи они являются?
(именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
- Разделите лист на две части.
-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.
- Проверьте себя.
(на слайде: солнце девочка утро мальчик
город щенок)
- Оцените правильность выполнения «смайликом»
- Молодцы, с этим заданием справились.
.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.
Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.
Вспомните правила работы в парах и приступайте.
(на слайде: Распределите слова по группам:
Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович,дом, Кузнецов.
имя отчество фамилия - Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
( на слайде таблица)
- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
(на слайде:Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
Слово “собственный” происходит от старославянского собьство ,что означает “свое”, “личное” , “себе принадлежащее”.
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
Русское слово “нарицательный” образовалось от старославянского слова нарицати – называть.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
(слайд)
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
Приведите примеры нарицательных имён существительных.
ФизминуткаРАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?
- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.
V. Первичное закрепление знаний
Учитель: У вас на столе лежат карточки. В каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения в тетрадь, пользуясь всеми правилами орфографии.
Дети получают карточки:
ИВАНОВА ПОЛЯ ПРИШЛА С ПОЛЯ.
САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.
НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
ЖЕНЯ МОРОЗОВ НЕ БОЯЛСЯ МОРОЗОВ.
ВИТЯ ВАСИЛЬКОВ СОБРАЛ БУКЕТ ВАСИЛЬКОВ.
АНДРЕЙ ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ У ПАСТУХОВ.
УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.
ПЕТЯ РЫБАКОВ БЫЛ В ГОСТЯХ У РЫБАКОВ.
ГЕНА РОСТОВ ПОЕХАЛ В ГОРОД РОСТОВ.
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.
ДОМИК ДЛЯ СКВОЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.
ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.
ХОРОШИ ГРУШИ В КОРЗИНЕ У ГРУШИ.
Проверка
VI. Вторичное закрепление знаний
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя - Николаевск
(слайд)
Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе на классных часах.
Мы сейчас будем работать в группах.
Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.
Мой город.
______________ - мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________ . Основателем города является __________________________________________________, памятник которому находится на улице ____________________ .
Данные для справок:
Кама, Ленина, Татищев Василий Никитич, Пермь.
-Какой у вас получился рассказ? (слайд)
Выпишите три предложения, подчеркните заглавные буквы в именах собственных.
VII. Рефлексия деятельности
Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что конверте вот такая запись. (слайд № 8)
КУДА: орел,
ул. зеленая, 5
КОМУ: мишкиной соне.
- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).
- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)
Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты. ( слайд №9)
Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.
Какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы целей?
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
VIII. Домашнее задание:
У. стр. 52, 53 правило
Учебник стр. 53 упр. 90 или 91 на выбор
Оцените «смайликом» свою работу на уроке.
С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».