Урок по химии на темуВода — важнйший оксид в природе и жизни человека

Тема урока: Вода - важнейший оксид в природе и жизни человека.

Цели урока:

Образовательные:
_ создать условия для активизации знаний учащихся об оксидах, о важнейшем оксиде – воде, расширять межпредметные связи;

- способствовать расширению и систематизации знаний учащихся о распространении воды в природе, физических свойствах воды, значении воды в природе и жизни человека;
Развивающие:
- продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных: способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации.
Воспитательные:
- способствовать формированию экологической культуры посредством бережного отношения к воде;
- содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности,
ответственности.
Коррекционные: обогащать активный словарь учащихся химическими терминами, развивать связную устную речь, развивать речевой слух учащихся.

Средства обучения: мультимедийное учебное пособие нового образца «Химия» 8кл. диск 2, модель молекулы воды, таблички с терминами, игрой «Крестики – нолики».

Словарная работа: агрегатное состояние воды - твердое, жидкое, газообразное, уникальные свойства воды, оксиды, теплоемкость воды, растворитель, растворы.

Этапы урока:

Приветствие гостей, создание рабочей и дружественной обстановки, целевая установка.

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте гостей.

- Какую тему мы изучали на прошлых уроках?

- Послушайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке:
- Будем говорить о важнейших оксидах, которые находятся в природе.

Актуализация знаний учащихся.

- Какие вещества называются оксидами?

1. Игра « Крестики – нолики»

- Давайте поиграем в « Крестики – нолики» (Таблички с формулами веществ)

а) найдите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов.

б) найдите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов
металлов

в) найдите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов неметаллов

2.Продолжите предложения:

-В земной коре (литосфере) - находится глина ( оксид алюминия);
-Песок оксид кремния ( IV );

-Водная оболочка Земли (гидросфера ) - это оксид водорода ( вода)

- В воздухе содержится оксид углерода ( IV ) углекислый газ

3. Послушайте высказывание французского писателя Антуана Сент-Экзюпери:

-Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая что ты такое!
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь
Ты самое большое богатство на свете

-О каком веществе идет речь в этом высказывании? ( вода, оксид водорода).

- Вода - удивительное и загадочное вещество. В мире нет человека, которому не была известна формула воды –Н О.

- Молекула воды состоит из

-Что вам известно о воде из курса географии, биологии?

-Это самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на нашей планете.

4. Физкультпауза.

1) Нарисовать глазами каплю воды.
2) Поплавать различными стилями
3) Представить, что вышел из реки и попрыгать на левой и правой ногах.

5. Актуализация знаний учащихся о нахождении воды в природе.

- Где в природе встречается вода? (использование диска «Химия» слайды 2,3,6).

Почти три четверти поверхности земного шара занято водой морей и океанов. Льдом покрыто 20% суши (ледники гор, арктическая и антарктическая шапки планеты). Вода входит в состав многих минералов и горных пород.

Опыт 1. Прокаливание гипса.

В воздухе вода находится в газообразном состоянии – в виде водяных паров.
Вывод: вода находится в любом камне, в почве, в растениях.

Опыт 2. Поглощение водяного пара гидроксидом натрия. (слайд 2).

Вывод: вода находится в виде пара в воздухе.

Также вода содержится во всех живых организмах, она присутствует в клетках и тканях любого животного и растения.
Тело медузы на 99% состоит из воды, огурец на 95 %.

6. Словарная работа.
Послушайте и повторите:

- Вода – самое уникальное вещество планеты Земля.

-Подберите синоним к слову уникальный (редкий, удивительный, необыкновенный).

- Почему вода – самое уникальное вещество планеты?

- Рабочая гипотеза: уникальными являются свойства воды.

7. Давайте вспомним физические свойства воды: слайд 6.

Вода в природе находится в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Ни одно вещество не может находиться в природе в трех агрегатных состояниях

Свойства воды
Значение в природе и жизни человека

1. Не имеет цвета, вкуса и запаха.
В жизнедеятельности всех живых организмов: без воды нет жизни на Земле. Человек без еды может прожить очень долго до 40-50 дней, а без воды 3-4 дня. Даже такое нетребовательное животное, как верблюд – «корабль пустыни» - не может прожить без воды больше 8 дней.

2. Хороший растворитель.
Вода составляет до 80% массы клетки и выполняет в ней важные функции. Все химические реакции в клетках живых организмах протекают в водных растворах. В воде растворяется кислород, который имеет огромное значение для дыхания живых организмов.

3. Обладает самой высокой теплоемкостью из жидкостей
Нагреваясь, вода поглощает тепло, а остывая, отдает его и тем самым «выравнивает климат» планеты Земля.

4. температура замерзания воды 0 С, температура кипения воды 100 С
Вода в водоемах не промерзает до дна, что имеет большое значение для всех живых организмов.


Вывод: Уникальные физические свойства и строение воды делают ее незаменимым веществом на планете.

8. Значение воды в жизни человека.

- Много или мало воды в природе?

- Однозначно ответить трудно: и очень много, и очень мало одновременно. Почему много – очевидно: океаны, ледники, реки, дожди
А вот почему мало?

- В природе только 3% пресной воды и 80% недоступны для употребления.

Очень много пресной воды мы расходуем бездумно и напрасно.
Осуществляя производственные процессы, мы больше загрязняем воду, чем очищаем ее.

Существует во Вселенной маленькая голубая планета Земля.
И эта планета будет жить до тех пор, пока на ней есть удивительное вещество – вода. Сегодня мы с вами убедились, что вода обладает уникальными свойствами.
Изменяя природу, человек изменяет основу жизни – воду, и никто не сможет сказать: к каким страшным последствиям может привести небрежное обращение с водой.
Сохранить воду чистой – значит сохранить свою жизнь.

9. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы узнали об уникальных свойствах воды
- узнали о строении молекулы воды
- о ее роли в жизнедеятельности всех живых организмов
- о значении воды для человека
10. Оценка деятельности учащихся.