Рабочая программа по обучению грамоте и письму 2 класс. Программа Школа России. Автор Горецкий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Холтосонская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано
Руководитель МО Торсогоева Н.А.
___________________
Протокол №__ от______
Согласовано
Заместитель директора по НМР
__________________Осипчук Н.Н.
«__»_______________ Утверждаю
Директор МБОУ «Холтосонская СОШ»
__________________ Очирова С.В.
Приказ №_____ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Мункуевой Натальи Мэлсовны,
I квалификационная категория
По учебному курсу «Обучение грамоте»
1 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2015г.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании п.9 ст.32 Закона ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов:
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом
Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г. №1089.
Внесённые изменения в региональный базисный учебный план от 12.07.2011г.
Заключение Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации на комплект учебников «Школа России» под редакцией В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, Л.А.Виноградская.
Учебные пособия, входящие в учебно – методический комплект, имеют грифы «Рекомендовано…» и «Допущено…» Министерством образования Российской Федерации.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования.
Авторской программы В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф.Шанько.
Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка. Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
1. Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение.
2. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.
3. Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.
Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие ЦЕЛИ:
– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие ЗАДАЧИ:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты.
Предметные результаты: отличать устную и письменную речь; отличать буквы и звуки; выделять из короткого текста предложения; оформлять предложение в устной речи;выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова; разделять слово на слоги с использованием графических схем; делить слова на слог; определять ударный слог в слове и главную мысль предложения; отличать гласные звуки от согласных и буквы от звуков; обозначать гласные звуки буквами; давать характеристику согласным звукам,
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, читать слова с изученными буквами, узнавать графический образ букв выделять звуки из слов, группировать, систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков и по начертанию;обозначать йотированные звуки вначале слова и после гласной буквы буквами Е, Ё, Ю, Я.;
определять тему текста, его главную мысль, пересказывать текст; называть буквы в алфавитном порядке, правильно называть буквы.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание);
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
-- Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
- Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
- В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала
Личностные результаты:
- Принимать новый статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
-Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков
- Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
- Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
- Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
- Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице.
- Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
Используемый учебно-методический комплект
1. «Азбука». 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях В. Г. Горецкий – Москва : Просвещение, 2011.
2. Горецкий, В. Г. «Прописи»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений : в 4 частях / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – Москва : Просвещение, 2015.
Количество часов:
Рабочая программа рассчитана:
в 1 классе - 96 учебных часов (в период обучения грамоте),
36 учебных часов (литературное чтение) в год, 4 часа в неделю.
Минимум содержания курса:
Виды речевой деятельности:
Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).Фонетика и орфоэпия
Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.
Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.
Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.
Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.
Слово и предложение
Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу,
жи – ши);– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);
– раздельное написание слов;
– перенос слов по слогам без стечения согласных;
– знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Критерии оценки
В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыка чтения, без выставления отметки. Основными объектами проверки и 1 классе является умение учащихся анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты с изученными буквами.
В конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладеть правильным и плавным чтением целыми словами текстов при темпе не менее 30 слов в минуту. Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя. Самостоятельная читательская деятельность первоклассников дифференцированной оценке не подлежит. В это время оценка выражается учителем в устной форме.
Структура итоговых тестов:
Тест содержит 15 заданий. К каждому заданию 1–8 даны четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать один верный.
Задания 9–14 требуют краткой записи ответа.
Задание 15 требует лаконичного ответа, а так же выполнения задания творческого характера.
Оценивание тестов
Успешность выполнения итогового теста можно оценить исходя из следующего соответствия:
все правильно выполненные задания частей А и В (1–14) – высокий уровень;
11–13 верно выполненных заданий частей А и В – выше среднего;
8–10 верно выполненных заданий частей А и В – средний уровень.
Задание части С оценивается отдельно.
Исправления, сделанные ребёнком, ошибкой не считаются.
Особенностью выполнения тестовых заданий является полная самостоятельность обучающихся. Учитель может помочь в чтении задания или предложить ребёнку перейти к следующему заданию.
В 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных прописных и строчных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объёму предложений с рукописного и печатного шрифтов.В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объёму текстов.
Для I класса подбираются тексты, включающие в себя слова, в которых написание не расходится с произношением. Если же в текстах диктантов (I - IV классы) встречаются слова или знаки препинания на правила, которые не изучаются в данном классе, они чётко проговариваются учителем.
Объём диктанта и текста для списывания должны быть следующим в 1 классе:
В течение года 2—3 строчные и прописные буквы, 2-3 слога,
2 — 3 слова или предложение из 2 -3 слов.
В конце года - текст из 15 слов для диктанта, текст из 15 слов для списывания.
В I классе используется только словесная оценка, а её критериями являются соответствие или несоответствие требованием программы. Работа может быть признана: удовлетворительной, если количество недочётов не превышает пяти как при письме под диктовку, так и при списывании текста.
Словарный диктант
Количество слов 1 класс – 7 – 8 слов для словарного диктанта (оценивается строже контрольного диктанта).
«отлично» – нет ошибок;
«хорошо» – 1 – 2 ошибки;
Контрольное списывание нормы для 1 класса:
«отлично» – нет ошибок;
«хорошо» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление
Требования к уровню подготовки обучающихся,оканчивающих 1 класс
В результате изучения ученик научится:
различать:
– малые жанры фольклора;
– в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;
– заглавие текста, называть автора произведения;
кратко характеризовать:
– малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, потешки, загадки и т. д);
– ситуации или героя произведения;
решать учебные и практические задачи:
– читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения – не менее 30 слов в минуту при чтении незнакомого текста);
– находить заглавие текста, называть автора произведения;
– понимать содержание прочитанного;
– передавать впечатления от прочитанного своими словами;
– находить в тексте слова для составления коллективного описания предметов, ситуации или героя;
– уметь пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;
– озаглавливать текст, разбивать его на части с помощью картинного плана;
– выделять в тексте опорные слова (с помощью учителя) для составления пересказа;
– помнить имена 3–4 авторов и названия их произведений;
– знать наизусть не менее 5 стихотворений.
Контрольно-измерительные материалы:
Литературное чтение (итоговый контроль)
Фамилия _____________________________________________
Имя _________________________________________________
Вариант 1
Прочитай текст.
Сила не право.
Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дома старший брат Мити – Серёжа. Серёже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и всё видел.
К. Ушинский
Найди в каждом задании один правильный ответ и отметь его «×».
Выполни задания части А.
А1. Где, в каком месте происходили события?
В саду
В поле
В деревне
А2. Почему Митя побежал жаловаться отцу?
Он обидел Таню
Его обидел Серёжа
Он упал и ушибся
А3. Выбери объяснение слова ВЫХВАТИЛ.
Осторожно взял
Взял без спроса
Отнял силой
А4. В какую книгу ты бы поместил это произведение?
В сборник загадок
В сборник сказок
В сборник рассказов
А5. С чем схож этот рассказ?
С басней
С былиной
С поучением
А6. Какой человеческий порок осуждается в этом произведении?
Грубость
Хитрость
Трусость
А7. Подумай, что вынесено в заглавие.
Тема
Основная мысль
А8. Какая пословица могла бы стать заглавием этого рассказа?
Сила есть – ума не надо.
Как аукнется, так и откликнется.
Иному грубо, а иному любо.
При выполнении этой части запиши ответ.
Выполни задания части В.
В9. Назови героев произведения.
Ответ: _____________________________________________
В10. Кто из детей был самый старший?
Ответ: _____________________________________________
В11. Выпиши из текста, что отнял у Мити Серёжа?
Ответ: _____________________________________________
В12. В этом рассказе есть человек, который наблюдал за происходящим. Кто это?
Ответ: _____________________________________________
В13. Кто из героев рассказа достоин осуждения?
Ответ: _____________________________________________
В14. Запиши название известного тебе произведения, в котором сильный обидел слабого.
Ответ: _____________________________________________
При выполнении этой части самостоятельно сформулируй и запиши ответ.
Выполни задание части С.
С15. Как ты думаешь, что сказал Мите отец?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Литературное чтение (итоговый контроль)
Фамилия _____________________________________________
Имя _________________________________________________
Вариант 2
Голова и хвост змеи.
Змеиный хвост заспорил со змеиной головой о том, кому ходить впереди. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди: у тебя нет глаз и ушей». Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю: если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься». Голова сказала: «Разойдёмся!».
И хвост оторвался от головы и пополз вперёд. Но только он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Л. Н. Толстой
Найди в каждом задании один правильный ответ и отметь его «×».
Выполни задания части А.
А1. Чем занимались голова и хвост?
Дружили
Спорили
Ссорились
А2. Что хотел хвост?
Быть умнее головы
Быть самостоятельным
Ползать впереди головы
А3. Сравни пары слов: голова – хвост; впереди – позади, отполз – прополз. Определи, какой приём использовал автор в этом произведении:
Противопоставление
Сравнение
А4. Выбери вариант ответа из текста – «захочу да обернусь».
Оглянусь назад
Вернусь обратно
Обкручусь вокруг дерева
А5. С какой целью голова сказала: «Разойдёмся!»?
Хвост ей стал не нужен
Доказать, что хвост не может быть без головы
Надоело спорить
А6. Какая пословица наиболее точно отражает главную мысль произведения?
Как аукнется, так и откликнется.
По труду и награда
Вместе нудно, а врозь трудно.
А7. В какую книгу ты бы поместил это произведение?
В сборник басен
В сборник сказок
В сборник рассказов
А8. Какой человеческий порок осуждается в этом произведении?
Хитрость
Трусость
Глупость
При выполнении этой части запиши ответ.
Выполни задания части В.
В9. Назови героев произведения.
Ответ: _____________________________________________
В10. Как голова объяснила хвосту, почему он не может ходить впереди? Выпиши из текста
Ответ: _____________________________________________
В11. Почему хвост считал, что впереди должен быть он? Найди объяснение в тексте.
Ответ: _____________________________________________
В12. Куда пополз хвост?
Ответ: _____________________________________________
В13. Куда попал хвост и что с ним там произошло?
Ответ: _____________________________________________
В14. Кто в этом споре, по-твоему, прав?
Ответ: _____________________________________________
При выполнении этой части самостоятельно сформулируй и запиши ответ.
Выполни задание части С.
С15. Подумай, почему голове и хвосту нельзя было ссориться?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Ответы:
Вариант 1.
Задания части А.
1. В саду.
2. Его обидел Серёжа.
3. Отнял силой.
4. В сборник рассказов.
5. С поучением.
6. Грубость.
7. Основная мысль.
8. Иному грубо, а иному любо.
Задания части В.
9. Таня, Митя, Серёжа, отец.
10. Серёжа.
11. Серёжа отнял у Мити куклу и лошадь.
12. Это отец.
13. Митя и Серёжа.
14. Ребёнок записывает известное ему произведение.
Задание части С.
15. Ребёнок самостоятельно формулирует ответ.
Вариант 2.
Задания части А.
1. Спорили.
2. Ползать впереди головы.
3. Противопоставление.
4. Обкручусь вокруг дерева.
5. Доказать, что хвост не может быть без головы.
6. Вместе нудно, а врозь трудно.
7. В сборник басен.
8. Глупость.
Задания части В.
9. Голова и хвост змеи.
10. У тебя нет глаз и ушей.
11. Во мне сила, я тебя двигаю.
12. Он пополз вперёд.
13. Попал в трещину и провалился.
14. Никто.
Задание части С.
15. Ребёнок самостоятельно формулирует ответ.
Литература:
1. Крылова, О. Н. «Тесты по обучению грамоте» к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Русская азбука». 1 класс : в 2 частях– Москва: «Экзамен», 2015.
2. Крылова, О. Н. «Зачётные работы по обучению грамоте» Москва : «Экзамен», 2015.
Информационно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия:
1. «Азбука». 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях В. Г. Горецкий – М. : Просвещение, 2011.
2. Горецкий, В. Г. «Прописи»: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 4 частях / В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015.
3. Горецкий, В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму : кн. для учителя / В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. – М. : Просвещение, 2015.
4. Ковригина Т.В., Е.А. Виноградова «Русский язык: Обучение грамоте (обучение письму) Поурочные разработки. 1 класс .Издательство «Учитель» 2012.
5. Жиренко О. Е., Л.А.Обухова «Поурочные разработки по обучению грамоте». 1 класс. Москва: ВАКО, 2015.
2. Информационно-коммуникативные средства:
1. Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др. (CD).
2. «Азбука в стихах» Анимакули. «Инфоурок» Видео.
3. Материально-технические средства:
Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, магнитная доска.