МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЛЬФЕДЖИО на тему: «Использование игровых форм работы с обучающимися 1-2 классов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«КУРЧАТОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЛЬФЕДЖИО
Тема: «Использование игровых форм работы с обучающимися 1-2 классов»
Составитель: Капуста Ульяна Сергеевна,
преподаватель теоретических дисциплин
МКОУ ДОД «Курчатовская районная ДШИ»
2015 год
Содержание
Введение 3
Роль игры в обучении младших школьников 3
Основные положения игровой деятельности начального периода обучения 4
Музыкальный словарик 6
Заключение 8
Список использованной литературы 9
Введение
То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правила касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.
В. Сухомлинский.
Предмет сольфеджио играет огромную роль в становлении музыканта любой специальности. Курс "Сольфеджио" является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности. Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку, эстетического вкуса.
Сольфеджио объединяет различные виды музыкальной деятельности, активизирует развитие музыкального слуха, памяти, мышления.
Новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки распространённому мнению о сольфеджио как о скучном, трудном и малоинтересном занятии.
По данным ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15% сведений, глядя — 25% видимой информации, слушая и глядя одновременно — около 65%, а если добавляется закрепление этой информации действием, то процесс запоминания протекает быстрее, а освоение становится еще более эффективным.
Педагоги знают: некоторые темы в теории требуют не столько музыкальных, сколько зрительных ассоциаций на начальных этапах обучения (ведь слуховые ассоциации развиваются позднее), и здесь очень помогает игровой принцип подачи материала. Игра включает ребенка в активный процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые явления, активизирует эмоции, внимание, память, интеллект. Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое, познает все изнутри, постигая суть и терминологию. В игре ребенок перевоплощается, раскрепощается, забывает об «официальности» урока.
2. Роль игры в обучении младших школьников.
Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и навыкам. В игре всегда сочетается повторение и неожиданность. Обучающая игра должна вести через легкие и равномерные этапы вопросов и ответов, обострять интерес и мотивацию ребенка.
Говоря о всех достоинствах игры, мне хотелось бы сказать, что игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе.
Игра для развития школьников, особенно младшего возраста, имеет колоссальное значение. "В детском возрасте игра — это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело, — писал А. С. Макаренко. — У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — игра". Он высоко ценил проявление усилия в игре, большого чувства радости: "...радость творчества, или радость победы, или радость эстетическую — радость качества".
Что может быть прекраснее чувства радости, возникшего на уроке от общения с новым прекрасным миром или от узнавания (я знаю! я понял!)?! Применение ярких наглядных пособий, использование музыкально-дидактических игр помогают пробудить это чувство, так как в простой, доступной форме излагается самый сложный и подчас сухой теоретический материал музыкальной грамоты, развивают интерес и вкус к предметам музыкально-теоретического цикла. Кроме того, это позволяет в значительной мере сэкономить время на уроке и до минимума сократить объем домашних занятий, что сегодня, в век информационных перегрузок, весьма ценно.
3. Основные положения игровой деятельности начального периода обучения.
Первоначальное знакомство с семью нотами начинается со «Сказки о мишке Егорке и добром дедушке Цезаре». За каждой нотой закрепляется яркий персонаж сказки, который позволяет очень быстрому ребенку запомнить расположение каждой ноты на клавиатуре. По мере дальнейшего изучения теоретического материала персонажи этой сказки со своими увлекательными историями помогают ребятам осваивать музыкальную грамоту. Ознакомившись с семью нотами звукоряда от До, а в дальнейшем от других нот, ступени превращаются в сказочное королевство, где каждая становится личностью. Все королевство стоит на трёх устойчивых столбах: I, III, V ступенях.
Изучение интервалов начинается с первого занятия и основывается на образном, слуховом и зрительном восприятии, т.е. звучание каждого интервала ассоциируется с конкретным образом, знакомым и понятным, который имеет свою историю, свою песенку и «портрет» на картинке. Сказочные истории могут быть длинными и короткими, их можно рассказывать по несколько раз, целиком и по частям — с продолжением. Обучающиеся могут и сами досочинять сказки — не только слова, но и музыку. Любую инициативу маленького автора нужно приветствовать. Небольшую сказку в состоянии сочинить и рассказать каждый ребенок; одновременно он покажет ее карточками, на которых изображены интервалы-персонажи, споет и сыграет на фортепиано, а это самый главный итог урока музыки — детское творчество.
На уроках сольфеджио используются: карточки с интервалами, нотные знаки и знаки альтерации (диез, бемоль), клавиатура и нотный стан. Все карточки с интервалами делятся на две группы, соответственно для детей 5-6 и 6-7 лет.
В первой группе — карточки с образным «портретом» интервала на одной стороне (ежик, ослик, оса и др.) и буквенно-цифровым обозначением на обороте (б3, M6 и т. д.). На первых порах главной для малышей будет лицевая сторона. Но постепенно образы-персонажи станут выполнять лишь ассоциативную и напоминающую функцию, а главной станет оборотная сторона с буквенно-цифровым обозначением. Этой «двусторонностью» карточки удобны для длительного применения.
Карточки второй группы также двусторонние; на лицевой стороне – графическое изображение интервала на нотном стане, на обороте – цифровое обозначение (5, 3 и пр.). Нотный стан с изображением интервала имеет от трех до четырех линеек, что позволяет перемещать интервал на нужную высоту на пятилинейном нотном стане.
При объяснении детям графического изображения интервала, используется необычное слово — «скелетик». Обосновать его довольно просто: «Как и люди, все интервалы имеют скелет, то есть основу. Рост у людей может быть одинаковый, а вот по объему они разные, один более толстый, другой — худой. Так же и у интервалов. Например, все сексты имеют одинаковый “скелет”, из шести ступеней, но только большая секста потолще , а малая — ‘'худенькая”- Такой подход не даст ребенку спутать, например, малую терцию (ее «скелетик» из трех ступеней) с увеличенной секундой.
Возможно, впрочем, заменить слово «скелетик» на «портрет интервала». И когда будет идти работа над точным построением интервала с использованием знаков (диезов и бемолей), то речь пойдет не о «толщине» интервала, а о «раскрашивании» черно-белого интервального портрета диезами и бемолями.
При работе со старшими детьми (7—8 лет) возможны и желательны более сложные формы заданий — работа на нотном стане с применением ключей, нот-кружков и знаков (диезов и бемолей). Скрипичный и басовый ключи даны на отдельных самостоятельных карточках, так как работу в ключах желательно чередовать. Осваивая скрипичный ключ, параллельно нужно начинать работу и в басовом, вплоть до построения интервалов на двух нотных станах одновременно. Такой подход научит ребенка лучше ориентироваться в любом нотном тексте и «узнавать» в нем знакомые интервалы.
Наличие нотного стана, ключей и нот-карточек дает возможность для записи простейших мелодических диктантов, вплоть до работы в какой-либо тональности. Диезы и бемоли легко находят свое место на нотном стане, так как на карточках у диезов и бемолей указано местоположение (на линейке или между линейками). Например, выкладывая интонационную основу песенки «Маленькая Юлька» от ноты ля, ученик столкнется с тем, что у ноты фа требуется поставить диез. Он должен будет взять карточку с диезом, который написан между линейками, и приложить ее на нужное место.
4. Музыкальный словарик.
При изучении интервалов за каждым из них закрепляется свой персонаж и своя мелодическая попевка. Эти элементы называются "Музыкальным словариком». Создание этого музыкального словарика было вызвано несколькими причинами.
Во-первых, необходимостью говорить с ребенком не на взрослом, «теоретически-умном», а на понятном и доступном ему языке. Образная память малыша гораздо глубже закрепляет полученные слуховые впечатления, чем теоретически верное, но абстрактное объяснение.
Во-вторых, не следует бояться закрепления за каким-либо слуховым элементом конкретной образной ассоциации (большая секунда — ежик, чистая квинта ослик). Однако образ и термин должны обязательно существовать вместе. Если постоянно обращать внимание на это двойное (обра.з-«.заменитель» и сам термин) определение, то впоследствии переход только к терминам будет естественным и безболезненным.
В-третьих, эти образные ассоциативные подсказки можно использовать не только на начальном этапе обучения, но и с более взрослыми детьми. Улыбки и даже смех, которые нередко возникают в этом случае, вскоре исчезнут, а музыкальная память надолго зафиксирует точное слышание и понимание интервалов.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК
б 3 – веселая кукушка
М 3 - грустная кукушка
Ч 5 –ослик
Ч 4 – петушок
Ч 8 – жираф
Б 2 – добрый ежик
М 2 – оса
Б 6 – елочка
М 6 – пенечек от елочки
М 7 – горка
Б 7 – сугроб
Если первые семь интервалов из предложенного ряда не связаны с каким-либо временем года, то б6, M6, M7, б7 имеют «зимнюю» тематику. И разумнее было бы изучать их именно зимой. Педагогу предоставляется возможность рассказывать о новогодней елке, о лесе, где она росла, о пенечке, который остался, когда ее срубили, о зимних забавах (катание с горки и падение в сугроб) и подкреплять все рассказы звуковыми иллюстрациями.
Нельзя забывать и о гармоническом звучании интервалов. Для этого попевку на любой интервал возможно заканчивать «гармонической точкой» — интервалом в гармоническом звучании.
На протяжении первого года обучения происходит знакомство со всеми интервалами. При этом темпы освоения интервалов зависят от возможностей группы и от того, насколько прочно усваивается очередной интервал. Только после того, как вся группа будет демонстрировать стабильное распознавание очередного интервала, можно переходить к изучению следующего.
С первых занятий начинается серьезная работа над развитием у учащихся чувства ритма. На уроках используются различные ритмические упражнения, которые включают в себя движения под музыку, игры на шумовых инструментах (ложки, барабан). Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги и, конечно, образы, связанные с каждой ритмичной группой.
Основной теоретический материал изучается в начальных классах, а в старших классах закрепляется. Освоение знаний рассчитано в основном на работу в классе, поэтому она ориентирована на то, что полное усвоение материала проводится под руководством преподавателя. Для того, чтобы обучение детей было достаточно качественным, а знании детей прочными, на уроках сольфеджио используется принцип многократного повторения всего пройденного материала. Причем, повторения не буквального, а с различными изменениями в форме дополнений. Естественно, как и во всех дисциплинах, на уроках сольфеджио неуклонно используется движение от простого к сложному. Хорошо себя зарекомендовал широко использующий принцип подачи материала в сравнении (мажор и минор, метр двухдольный и трёхдольный, интервалы секунды и октавы и пр.).
Очень важно, чтобы действие «слышу» не выпадало из процесса мышления ребенка. Работа преподавателя над разрешением этой задачи может быть плодотворной только при активном отношении учащихся к делу. Поэтому прежде всего следует пробудить интерес учащихся к предмету. Учитывая склонность детей к творческому воображению, к творческому проявлению себя, целесообразно введение небольших творческих заданий.
Игра побуждает ученика к самостоятельной и, главное, добровольной подготовке к уроку дома. Во время игры в классе никто не хочет быть хуже других. Дух соперничества, желание играть вместе со всеми заставляют даже самых нерадивых повторить пройденное хотя бы бегло. И, что еще очень важно, игра снимает психологический барьер, неизменно возникающий у слабых учеников при прохождении трудных тем.
Карточки с обозначением знаков альтерации, динамических оттенков и пр. могут сопровождаться короткими стихами (ребятишкам это очень нравится). Например:
Этот милый "червячок”
Всем нам говорит: "Молчок!"
Это пауза такая. Как зовется? Четвертная!
Этот маленький "крючок"
Тоже говорит: "Молчок!"
Это пауза такая. Называется Восьмая!
Я ужасная каприза,
И зовут меня реприза.
Чтоб еще раз повторить,
Меня надо пригласить.
Эта птичка-невеличка Здесь совсем не зря стоит,
Называется цезура,
Взять дыхание велит.
Этот ключик симпатичный Называется скрипичный.
Он покажет нотку соль.
Помнить ты его изволь.
Знают все мои ребята:
Этот знак зовут фермата.
Коль над нотою стоит,
Эту ноточку продлит.
А над паузою встанет,
То и паузу протянет.
Знает всяк, и млад, и стар:
Этот знак зовут бекар.
Силу он свою применит —
Вмиг любой нам знак отменит.
В наших школах работает много талантливых педагогов, и они, без сомнения, могут придумать массу "изюминок" для лучшего запоминания обозначений.
Применение игр на уроке пробуждает интерес к занятиям, заставляет внимательно слушать объяснения учителя, побуждает к самостоятельности в работе.
Особенно хочется заострить внимание на том, что все ответы нужно "озвучивать" игрой на инструменте, голосом, а иначе развивается лишь зрительный ряд памяти.
Во время игры дети могут переходить от одной группы играющих к другой, переговариваться. Этого бояться не следует. "Привести в чувство" педагог сможет довольно быстро. Иногда достаточно лишь "пригрозить", что игр больше не будет. Каждый учитель сам определит время и место игры на уроке. Это будет зависеть и от подготовленности группы, и от сложности задания, и от места данной темы на конкретном уроке. Вначале игра может занимать на уроке 10—15 минут, затем, привыкнув, дети станут справляться с ней значительно быстрее. Можно играть одновременно в несколько игр, разбившись на микрогруппы.
Необходимо помнить, что, прежде чем дать ту или иную игру детям, нужно хорошо освоить ее самому.
5. Заключение.
Игра не панацея, не самоцель, а только одно из средств для более быстрого усвоения учебного материала и призвана разнообразить надоевшие, скучные или трудные моменты урока. Ни одно наглядное пособие, ни одна игра "не заговорит" на уроке без учителя, знающего и любящего свое дело.
Настоящая работа посвящена вопросам изучения теоретических разделов, вызывающих наибольшие затруднения у детей. Иные же вопросы не рассматриваются здесь сознательно, так как им посвящены работы других теоретиков.
6. ЛИТЕРАТУРА
1. Е. Э. Сугоняева. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ - Ростов на Дону: Феникс, 2002 г.
2. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997 г.
3. М. Котляровская-Крафт, Москалькова. Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ.
4. Л. Лехина. Путешествие в страну интервалов. Учебно-игровое пособие. Классика –XXI. – М.: 2002 г.
5. Т. Серковская. Сольфеджио. Учебное пособие для 1 класса. – Белгород: 1996 г.
6. Н.В. Белая. Нотная грамота. Игры на уроках. – Санкт-Петербург: 1999 г.
7. Е. А. Леонтьева. Музыкальный букварь. – Саратов: «Лицей»: 1999 г.
8. Т. А. Боровик. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Методическое пособие для подготовительной группы, 1-2 классов ДМШ и ДШИ. Классика –XXI. – М.: 2007 г.