Консультация Проведение фольклорных занятий для детей раннего возраста
Проведение фольклорных занятий для детей раннего возраста.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Существенную роль в процессе развития связной речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.
Использование русского фольклора следует рассматривать как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорного взаимодействия. Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклора - это вершина педагогического мастерства. Следует подчеркнуть: на фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста.
Принцип активности и посильной самостоятельности.
Его суть - активное соучастие и сотворчество и педагога и ребёнка. Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребёнка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии с взрослым. Поэтому создаются все условия, чтобы у малышей полутора лет возникала потребность речевого взаимодействия с взрослым, скажем, желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот" и т. п.), но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников. В-третьих, педагог должен вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением. В-четвёртых, необходимо активное, действенное соучастие ребёнка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т.д.).
Принцип познавательной активности.
Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. И в этом аспекте эмоциональные воздействия поддерживают ориентировочную активность на основе введения ориентировочных подкреплений различной модальности (зрительных, слуховых стимулов). Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот приём, очень сильный по своему воздействию, нецелесообразно слишком часто использовать в процессе занятия, т. к. дети привыкают взаимодействовать со взрослым только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности поведения. И, тем не менее, ориентировочные подкрепления необходимы, поэтому разумнее их строить с частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у неё появился бант другого цвета; котик ушёл, затем пришёл и лакает молоко, спит, т. е проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде; а вот он уже в другом виде: "Пошёл котик во лесок, нашёл котик поясок, нарядился, воротился: « и т. п. Воспитатель пользуется ориентировочным подкреплением на основе слуховых ориентировочных реакций его голос звучит то тихо, то громко; то медленно, то быстро: иногда он говорит нараспев, растягивая гласные, пользуется речитативом, употребляя соразмерные паузы и т. д. Это приёмы, рассчитанные на подкрепление на основе слуховых ориентировочных реакций, которые и обеспечиваются эмоциональностью педагога. Вместе с тем дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информативную роль.
Принцип наглядности.
Пояснения лаконичные, чёткие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного - может быть фрагментарный (основные эпизоды произведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием наглядных средств. Использовать можно плоскостные и объёмные. Приём инсценирования произведения с помощью вышеперечисленных и специально отобранных средств (картинки, ширмы, игрушки). С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это значит, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно-следственные отношения, вытекающие из содержания текста. Приём инсценирования сочетается синхронно с чтением, что помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы. Приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь. Ещё один приём - динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о петушке - "масляна головушка", желательно привести в движение именно часть игрушки; при чтении строки "Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?" следует привести игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и "подать голос" (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки. От понимания первой строки зависит постижение последующего текста. Поэтому так важно добиваться двусторонней связи в понимании. Приём усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами: изменением (или в самой игрушке или её местоположения), исчезновением или внезапным появлением в несколько изменённом виде. Например, чтобы привлечь внимание малыша к петушку, педагог показывает игрушку вначале близко, затем петушок взлетает на спицу. Дети видят игрушку под другим углом зрения, с дальнего расстояния. Спица вращается - петушок кружится. Как говорилось выше, потешка, присказка, песенки и др. весьма динамичны: каждая строка несёт дидактического материала. Показ - основной метод принципа наглядности определённое смысловое содержание, смысловая фраза рисует целую картину. И если кто-либо из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания произведения в целом в этом и заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах раннего возраста должна предусматривать обратную связь с детьми.
Принцип поэтапности Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка. Воспитатель задерживается на каждой части столько, сколько это необходимо для активного освоения смыслового содержания текста. При этом часть текста читается синхронно инсценировке. Отработав какую-то содержательную часть текста, педагог переходит ко второй, третьей частям занятия. Если дети не отреагировали на какую-то часть текста, воспитатель прокручивает её ещё раз, прибегая к выше перечисленным приёмам. Неоднократное повторение какой-либо части занятия обеспечивается принципом цикличности, т. е. поэтапностью обучения и необходимостью прокручивания (неоднократным повторением, т. е. циклом) какой-либо части занятия в зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей. Доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках. Вот почему необходимо соблюдение принципа цикличности. Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей второго года жизни. На третьем году постепенно формируется способность сразу включаться в "рабочую" ситуацию, осваивая новую информацию на высоком уровне ориентировочной активности с первых моментов. Таким образом, принципы поэтапности и цикличности в методике фольклорных занятий позволяют педагогу осуществить живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия, и индивидуального реагирования. При этом рекомендуется при повторном и последующих повторениях не ставить задачу копировать фразы и действия. Сохраняя их общую направленность, а также точность фольклорного изложения, педагог эмоционально изменяет ситуацию, применяя разные приёмы наглядности, привлекая внимание детей и вводя в русло планируемой деятельности. Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определённое время. Принцип вариативности поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности - повторение занятий в несколько изменённом варианте). Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свёртывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.
Принцип художественного фольклорного исполнения произведения.
Прочтение целостного текста складывается как бы само собой после проработки каждой строчки потешки. И это вполне понятно: малыши эмоционально откликнулись, проиграли и зрительно восприняли фольклорный сюжет. Вот теперь воспитатель выразительно, неторопливо, а главное, непрерывно читает всё произведение в целом, от начала до конца. По принципу цикличности воспитатель повторяет2-3 раза чтение произведения в целом. Каждое повторное чтение должно проходить также увлекательно, как и всё занятие. При повторном прочтении меняется и характер исполнения. Например, воспитатель читает текст речитативом, а в следующий момент как бы пропевает весь текст, побуждая малышей действовать вместе.