Статья «Возможности использования ИКТ на занятиях вокального ансамбля»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 303 с углублённым изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла
имени Фридриха Шиллера
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Статья
«Возможности использования ИКТ на занятиях вокального ансамбля»
подготовила
педагог дополнительного образования
Изотова Светлана Владимировна
Санкт-Петербург
2014
Статья об особенностях использования ИКТ в процессе занятий вокального ансамбля, которые позволяют наиболее эффективно выполнять поставленные в программе цели и задачи , создавать музыкальные произведения с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, осуществлять контроль, фиксировать полученные результаты в виде аудиовизуального материала на современных носителях или на страницах авторских блогов в сети Internet, активизировать самостоятельную творческую и исследовательскую деятельность обучающихся.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, поставленных перед современным образованием. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Основной задачей в своей работе считаю формирование положительной мотивации в процессе занятий вокального ансамбля в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.
Юные вокалисты работают над созданием законченных концертных номеров, которые представляют на различных конкурсах, фестивалях и концертах.
Зта работа осуществляется по определенной схеме, состоящей из нескольких основных этапов.
Подготовительный этап включает в себя подбор музыкального материала посредством различных источников (печатная продукция, телевидение, радио, Internet). Поиск нотного материала, кроме традиционных источников, осуществляется на специализированных форумах и сайтах в сети Internet:
выбор вокального произведения, обсуждение с особенностей вокальной работы с ребятами;
поиск и обсуждение различных исполнительских интерпретаций (Интернет-ресурсы);
совместный поиск, обработка или создание авторской фонограммы (Интернет-ресурсы, аудиоредактор Audacity, программы Steinberg Cubase, Band-in-a-Box).
На занятиях происходит разучивание музыкального материала: сначала с сопровождением фортепиано, затем выученный материал исполняется учащимися под фонограмму минус с записью на диктофон и прослушивается непосредственно на занятии. Во время обсуждения выявляются достоинства и ошибки, на которые нужно обратить внимание. Важной задачей этого этапа является формирование вокальных навыков: чистота и точность интонирования, звукообразование, дыхание и дикция, а также навыка пения под фонограмму минус. Данный этап включает в себя текущий контроль, самоконтроль ребенка, что повышает качество работы над вокальными навыками, способствует правильному интонированию. Данная технология позволяет подобрать музыкальный материал с учетом индивидуальности ребенка. Техническое сопровождение данного этапа включает в себя: запись выученного материала под фонограмму минус с помощью цифрового диктофона. На данном этапе надо учитывать специфические условия записи, соблюдение тишины. Также производится видеозапись при исполнении музыкального номера со сценическими движениями, предварительно выученными на занятиях. Затем при просмотре получившейся видеозаписи на занятии ведется обсуждение, и оцениваются результаты.
На следующем этапе работы воспитанники занимаются созданием видеоряда к вокальному произведению для концертного исполнения (программы PhotoScape и Photoshop, киностудия Windovs Live, Movie Maker, FotoMorph, PowerPoint)
Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
Этап оформления результатов представляет собой обработку музыкального материала для предъявления результата. Это дает возможность предоставить готовый и оформленный музыкальный материал в виде аудиодиска, видеодиска для участия в конкурсах, а также для родителей и детей. На занятиях по подведению итогов прослушивается готовая фонограмма и просматривается видеозапись. Учащиеся обсуждают информацию, дают свои комментарии, делают выводы. Фильм и фото с репетиций и выступлений выкладывается на страницах блога нашего вокального ансамбля.
Результатом работы является создание собственного творческого продукта, который учащиеся представляют в рамках выступлений на концертах и различных открытых мероприятиях школы. Это в свою очередь стимулирует развитие навыков публичного выступления.
На различных этапах работы роль педагога меняется, но главным остается роль консультанта, помощника и координатора дистанционного обучения. Я направляю поиск в Интернете, в помощь учащимся создала свой информационный блог «Подберу музыку к тебе» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и блог вокального ансамбля [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где размещаю свои коллекции учебных материалов, ссылки на нужные и интересные сайты и качественные интернет - ресурсы, коллекции необходимого аудио и видео материала.
Для учеников данный блог является безопасной точкой выхода в Internet, где можно найти необходимую информацию, узнать много нового и интересного из мира музыки, расширить свой кругозор.
Анализируя представленный выше опыт, можно сделать вывод, что работа с использованием ИКТ позволяет включить обучающихся в активную творческую и исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу дополнительного образования, намного эффективнее выполнять поставленные задачи в программе, а также создавать музыкальные произведения с учетом индивидуальных особенностей учеников, осуществлять контроль, фиксировать полученные результаты в виде аудиовизуального материала на современных носителях.
Список использованной литературы
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000;
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005;
Учебное пособие: Intel «Обучение для будущего» – М., 2000;
Использованные Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15