Буклет: Рекомендации родителям будущих первоклассников: развиваем фонематический слух
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения
ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Недостатки речевого развития являются одной из важнейших причин неуспеваемости ребенка в школе. Они затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Нарушения речевого развития многообразны. Они проявляются в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой, дефектах звукопроизношения, нарушении фонематического слуха.
В основном, к началу школьного обучения дефекты звукопроизношения уже устранены. Но нарушение фонематического восприятия зачастую остается. Родители же считают, что если ребенок говорит «чисто», т.е. в речи отсутствуют дефектные звуки, то ребенок не нуждается в логопедической помощи. Но несколько позже они с удивление замечают, что ребенок на письме пропускает буквы, заменяет одни буквы другими, искажает слова и т.д. То есть у ребенка нарушается письменная речь. Причины этого в нарушении фонематического слуха. Умение слышать и выделять звуки, определять их последовательность и порядок предупреждает многие трудности в обучении письму и чтению.
Звуковая сторона языка – основа подготовки детей к обучению грамоте. Главными помощниками в этом отношении будете вы, родители.
Упражнения для развития фонематического слуха:
- хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других: сок, сок, ток, сок… (т.е. одним звуком);- хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук: ш-ш-с-ш; другой слог: га-га-га-ха-га;
- послушай внимательно и скажи, какое слово я произнесла: д.о.м;
- какими звуками отличаются слова: коса-коза, кот – год;
- определи первый звук в слове; последний;
- назови следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук моего слова;
- хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Ж»: лужа, муха, жук, шишка, жук;- назови игрушки на заданный звук; предметы в комнате, на кухне, на улице;
- посчитай, сколько звуков в слове, слогов;
- назови звуки по порядку: мак – (м.а.к);
-продолжи слоги до полных слов: ПУ- пулемет, пуговица;
ТУ- туман, туча;
-закончи слова, добавив слоги ЛА или ЛЯ:
Ва.. Ме.. Ко.. ПЕ..
ТО.. Пет.. Ска.. Топо..и т.д.;
-послушай слоги, замени твердые согласные на мягкие:
МА- МЯ НА-… ТА-.. Фа-..
ЛА-.. АМ-.. АС-… АР-.. и т.д.;
-послушай слоги, замени мягкие согласные на твердые:
ПИ- пы ВИ-.. ТИ-.. Ми-..
ПЯ-.. ДЯ-… РЯ-… ЛЯ-.. и т.д.;
- скажи, сколько звуков я назвала:
М –(1 звук) МУ-(2 звука. М,У)
ПА- Р- СИ-
ОЛ- ВЫ- МА-
и т.д.;
- замени последний звук в слове на мягкий:
уголь - угол мель - мел
ель - ел сталь - стал
брать - брат шесть – шест
тушь – туш конь – кон;
- объясни значения слов:
банка - банька -
галка - галька –
пенки - пеньки –
уголки - угольки –
полка - полька –
Эти и подобные упражнения очень просты и не требуют больших затрат сил и времени. Но они помогут вашему ребенку развить фонематический слух, устранить недостатки фонематического восприятия. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. В этом возрасте у детей наиболее развита чуткость и восприимчивость к явлениям языка.
Удачи вам!
МБОУ«Красногвардейская школа № 1»
Рекомендации родителям будущих первоклассников: развиваем фонематический слух
Подготовила учитель- логопед
Мамбетова Савина Ремзиевна