Урок музыки 1 класс Как можно услышать музыку?

Тема: Как можно услышать музыку.
Цели: 1. Введение в проблему рождения музыки; помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть;
2. Знать специфику музыки как вида искусства.
Осознать роль музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека;
3. Воспитание интереса к предмету.

Ход урока
I.
II.








































































III.
Организационный момент.
Новый материал, слушание.
Здравствуйте, дети. Я буду вести уроки музыки, на которых мы будем много петь, играть на разных музыкальных инструментах, слушать музыку, рисовать ее, сочинять, будем много фантазировать, и говорить о ней.
Звучит музыка – фрагмент «Концерта для голоса с оркестром» Р.М Глиэра (Звучание этой музыки для детей становится открытием. Вдруг такое серьезное и возвышенное обращение к ним).
- Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, слушая эту музыку? (музыка для размышлений)
- Как можно услышать музыку? (учебник (стр. 4 – 5))
- Что значит «Узнать музыку»?
- Как вы думаете, что такое музыка? Как это понять – музыка? (учебник* (стр. 4 – 5))
- Может быть, это (дети продолжают)
- Она живая? Что она может делать? (течь, стоять, шествовать, кружиться, светить, огибать, мерцать, объединять, разъединять, быть странной, парить, шуршать, рассыпаться, дышать, обрушиваться и т.д.)
- Она существует? Зачем?
- Она похожа на (учебник* (стр. 6 – 7)). Некая абстрактная красота, наделенная женскими чертами, ведь образ женщине в мировом искусстве всегда выступал идеалом совершенства. А в портретах детей можно узнать себя.
- Что в музыке узнают прежде всего? (на доске зашифрованный ответ «М-----Я»).
- Скажите, часто ли в вашей жизни вы встречались с музыкой?
- Может ли человек обойтись без музыки?
- Когда нам нужна музыка?
- Конечно, без музыки нам обойтись в жизни. Когда нам грустно – музыка поможет нам развеселиться, поддержит в трудную минуту, даже может из простой песенки превратиться в игру. Мы сейчас в такую игру поиграем. Она называется «Заплетися, плетень, заплетися».
- Что такое плетень? (забор или изгородь из прутьев, перевитых между кольями, или ряд кольев, заплетенных хворостом).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Заплетися, плетень, (2 раза), заплетися. (2 раза).
Как заплелся плетень, (2 раза), как заплелся (2 раза).
Расплетися, плетень (2 раза), расплетися (2 раза).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Мы с вами поиграли, повеселились. Вместе с мелодией заплетали и расплетали плетень. А теперь представьте, что перед вами сейчас не учитель музыки, а сам композитор И.С. Бах.
От имени композитора: «Я только что написал новое произведение. В музыке, текущей, журчащей, открыл я тайну – мелодию, которую когда-нибудь кто-нибудь, может быть, сумеет распознать.
Попробуйте вы узнать мою тайну. Я буду играть, а вы тихонько попытайтесь отыскать эту мелодию голосом». Звучит «Прелюдия до-мажор» И.С. Баха. Дети пытаются пропеть мелодию.
По мере исполнения мелодии каждым из учащихся направлять вокальные пробы (высота, сила, длительность, тембр).
- Вы сегодня слушали музыку в исполнении разных инструментов, человеческого голоса. Как вы думаете, какой инструмент самый важный?
- Можно голос назвать инструментом?
- Почему голос – самый важный музыкальный инструмент? (он живой)
Голос звучит не менее ярко, чем целый оркестр, состоящий из нескольких десятков инструментов. Как много звуковых красок в человеческом голосе и оттенков чувства (на примере «Концерта Р.М. Глиэра»).
«Я, И.С. Бах, дарю вам свою музыку. Прошу вас подарить мне свою музыку» (импровизация, мелодия, интонация).
- Как вы думаете, почему вообще человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал? (может быть этим он отличается от животного?)
Какая мука – Человеком быть!
Стремиться ввысь - и мерить жизнь шагами,
Мечтать, парить, как ветер, и солнцем греть,
И вдаль мерцать звездами - но просто говорить,
Смотреть, дышать и взмахивать руками
Какая мука – Человеком быть!
Но все-таки, когда же все случается? –
Ответа нет. Здесь тайна начинается.
Но точно знает мир: такое тут случается!
Неведомая птица приземляется
И выбирает – душу, руки, взгляд
И это много лет, веков, тысячелетий происходит!
«Нас мало избранных», и все ж она находит!
Давайте ждать и слушать!

Итоги урока.


Слайд 1

Слайд 2







Слайд 3






Слайд 4



Слайд 5








Слайд 6
















Слайд 7