Статья на тему: К вопросу об активизации процесса усвоения латино–греческой терминологии студентами медицинских колледжей (училищ)
К вопросу об активизации процесса усвоения латино–греческой терминологии студентами медицинских колледжей (училищ)
Фомина Ирина Львовна,
преподаватель высшей квалификационной категории
СГБОУ ПО «Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
Республика Крым г. Севастополь
Одним из важных аспектов будущей деятельности студентов медицинских училищ является овладение навыками профессиональной языковой культуры, которое происходит при изучении различных групп медицинских терминов латино–греческого происхождения. Известно, что традиционная практика заучивания иноязычных терминов является значительно трудоемкой и зачастую малоэффективной. В этой связи, в настоящее время продолжается поиск новых методов, форм и средств обучения, когда усвоение материала происходит наиболее интенсивно в процессе активного решения различных учебных проблем.
Постановка таких проблем в виде познавательных вопросов, а также заданий с элементами поисковой деятельности побуждает студентов к самостоятельному нахождению ответа на поставленные учебные проблемы.
При этом процесс активизации обучения усиливается, если изложение учебного материала организовано поэтапно. В этой связи представляет интерес рассмотреть определенную технологию обучения в виде комплексных дидактических программ (КДП).
Комплексно–дидактическая программа по дисциплине или теме представляет собой логически построенную систему связей и взаимосвязей между теоретическим изложением материала на лекции и закрепления его на практических занятиях, а также в ходе самостоятельной работы.Активизация работы студентов на лекциях.
На лекции рекомендуется создавать проблемные ситуации разного характера. При изложении темы «Словообразовании в основных группах медицинских терминов» студентам предлагается ответить на ряд вопросов проблемного характера:
назовите предпосылки развития медицины, как науки в Древней Греции и в Древнем Риме;
какое влияние оказала религия на развитие греческой и римской культуры;
что такое билингвизм, когда и почему возникло это направление в языкознании.
Далее лектор подводит студентов к проблемной ситуации и задает проблемный вопрос – Почему греческие корни сохранились в клинике, пережив господство латинского языка, и почему их не вытеснили из терминологии латинские слова. Затем предлагается усвоить и осмыслить понятия: термин, термоэлемент и терминология.
Активизация работа студентов на практических занятиях.
Специфика лекционного курса хотя и позволяет мотивировать и активизировать процесс обучения, однако гораздо большие возможности в этом плане имеют практические занятия. Именно на них происходит формирование навыков активной мыследеятельности. На занятиях по теме «Словообразовании в основных группах медицинских терминов» студентам предлагается комплекс заданий по следующей схеме:
«образуйте – напишите – объясните»
Самостоятельная работа студентов.
В качестве домашнего задания с целью эффективного запоминания терминов предлагается использовать различные терминологические словари, которые включают сведения о греко–латинских словообразовательных элементах
В заключении заметим, что использование комплексных дидактических программ предполагает также доверительный характер отношения между преподавателями и студентами, объективную оценку их работы, что в значительной степени стимулирует познавательную деятельность обучаемых.