Конспект урока русского языка «Мягкие и твердые согласные звуки и их обозначение на письме»

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД

I.Организационный момент
Здравствуйте, меня зовут Евгения Сергеевна. Я проведу у вас урок русского языка, а вы будете моими главными помощниками.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи,
-слушать и понимать речь других, формировать умение работать в паре и в группе.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно и с помощью учителя определять тему и цель урока,
- учиться определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД: -ориентироваться в учебнике,
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Личностные УУД:
-мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- формировать умения общаться при совместной работе и сотрудничестве

II.Словарная работа
На проекторе картинки со словарными словами: огород, яблоко, язык, рисунок).Записываем слова с комментариями(ударение, деление на слоги, подчёркивание «опасных» мест)
- Какое слово лишнее? (рисунок)
- Почему? (все слова начинаются с гласной буквы, а слово рисунок с согласной буквы)
- На какие группы делятся буквы? (гласные и согласные)
- На какие группы делятся звуки речи? (согласные и гласные)
- Чем отличаются согласные от гласных?
- На какие группы делятся согласные звуки? ( звонкие и глухие, мягкие и твёрдые)



III.Постановка цели и задачей урока.
Чем мы будем заниматься на уроке? (находить в словах мягкие и твёрдые согласные звуки) .Слайд с названием темы урока.
Посмотрим на ленту букв. Вспомним, что согласные звуки образуют пару по мягкости и твёрдости. Поиграем в игру: я называю звук, а вы мне его пару(б, б*; г, г*; с, с*; ж – у этого звука нет пары, он всегда твёрдый). Посмотрим на ленту букв: есть ли ещё звуки , которые не имеют пары. Назовите их ( ж,ш, щ ц, ч, й). Что мы о них знаем?
- Мы вспомнили звуки, а теперь поработаем со словами.



IV.Актуализация знаний
Работа в группах (у каждой группы на столе по десять слов с твёрдым и мягким согласными звуками в начале слова). Распределить на две группы эти слова. Проверка по образцу(каждой группе раздается образец, где правильно разделены слова)
- Почему так распределили? (потому что одни слова начинаются с твёрдого согласного звука, а другие с мягкого)
- Почему мы слышим одни звуки мягкими, а другие твёрдыми? Что показывает мягкость согласного звука? (гласные буквы е, ё, ю, я) Смотрим слайд.
- Что показывает твёрдость согласного звука? (гласные буквы о, а, э, у, ы) Смотрим слайд.
- А что ещё показывает мягкость согласного звука? (ь)
- А теперь поиграем в игру (пары сменного состава)
-Каждый из вас получит карточку со словом
1. Внимательно прочитайте слово
2. Определите последний звук твёрдый или мягкий
3. Затем вы будете искать пару. Если ваше слово заканчивается на букву с мягким звуком, то вы ищете слово на конце с этой же буквой, но твёрдым звуком ( сирень – клён).
На доске: зелёный и синий кружок. Ученики находят пару и вывешивают на доску. Давайте посмотрим на доску, прочитаем слова. Никто не ошибся?



V. Применение новых знаний и умений.


- Поработаем с учебником (с.58, упр.76). Выполняем упражнение в тетради (взаимопроверка).


VI. Рефлексия (итог урока).

Дети вывешиваю карточки для самооценки на доску(желтый, зеленый, красный).Предварительно учитель объясняет, что зеленый –у вас все получилось ,вам было легко и интересно .Желтый -у вас не все получилось, но вы старались и вам это нравилось, красный -вам было трудно, не интересно.














Цель:
Повторить полученные знания о твёрдых и мягких согласных, о влиянии гласных букв и,е,ё,ю,я на произношение согласных звуков
Задачи:
- обучающие: повторить обозначение на письме мягкость согласных звуков гласными; рассуждать и делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и результат
-развивающие:   Развивать речь, память, мобильность и творческую самостоятельность учащихся;
-воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, культуру общения, чувство взаимовыручки











15