Урок русского языка в 5 классе Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие
Тема, класс: Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. 5 класс
Обучающие:
систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;
дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости
формировать умение различать их;
составление транскрипции слов.
расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;
Развивающие:
развивать творческие способности учащихся;
развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
расширять кругозор обучающихся;
воспитывать эстетический вкус.
Ход урока.
1 этап. Организационный. Мотивирование к учебной деятельности
2 этап. Проверка д/з Упр 280
3 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы.
Послушайте стихотворение и подумайте можно ли ответить на вопросы, заданные в нём
Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи?Сколько в лесу - снежинок, Сколько струек у речки.Сколько в дожде дождинок. Сколько в песке - песчинок.
На эти вопросы ответить нельзя. И звуков человеческой речи не пересчитаешь, их так много.
А знаете, ребята. Чтобы составить несколько миллионов слов. Сколько надо звуков?(42)
Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?
(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)
Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.
(Корень, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, подлежащее, суффикс, синонимы, звук, фонетика, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, согласный, основа, сонорный, гласный) Проверка.
На какие группы делятся звуки речи?
(Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.)
Перечислите все гласные звуки. Сколько их?
Какая позиция в слове является «опасной» для некоторых гласных?
( Слабая, в безударном положении)
2. Послушайте, ребята, сказку.
Сказка о глухих и звонких согласных.
Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.
- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?
- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?
На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.
Может, звук З простудился и голос теряет?
- А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.
Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:
- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!
Улыбнулся Алфавит:
- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.
- О каких звуках идёт речь в сказке?
- О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? ( Озвончение и оглушение.)
Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.
Прочитайте её, ответьте на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?
(учащиеся: парные звонкие и глухие)
- Прочитаем, как нужно.
- Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?
(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)
- Какой вывод можно сделать?
(нельзя подменять согласные)
Учитель: Проанализировав нашу работу, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
Итак, тема урока: «Согласные звонкие и глухие . 4 этап. Целеполагание и мотивация
- каковы же цели нашего урока?
знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова;
Знать, что по глухости-звонкости согласные бывают парными и непарными
5 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.
Получение новой информации происходит из
материала параграфа 56 стр. 130
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.
V- знал(а)
+ - новое для меня
- - думал(а) иначе
? – осталось непонятным
Работа с текстом после прочтения:
. - Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)
- Какая информация была новой?
- А о чём вы думали иначе?
-Что осталось непонятным?
6 этап. Первичная проверка понимания.
- Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.
Кто сможет разгадать его?
б-п г-к д-т
в-ф з-с ж-ш л м н р й ч щ ц
Парные по звонкости-глухости Всегда звонкие (сонорные) Всегда глухие
(уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)
Учитель: итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.
Задание: выпиши из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные. Какой звук слышится на месте буквы Б в выделенном слове? Почему он не соответствует букве?
У папы три капли упали со шляпы.Кошка согрела озябшие лапы.
Задание:
Индивидуальное: Выпишите слова с пропущенными буквами, вставив их. Объясните их правописание там, где это необходимо. Сделай транскрипцию
Выпиши слова в таком порядке: в которых 1. только глухие согласные, 2. только звонкие согласные, 3.те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные(работа в парах)
1.У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки.
2. У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.
3. Ло..ь всегда опередит Истину немно..ко, Но не бойтесь: победит Правда-босоно..ка.
4. Людоеда людое..Приглашает на обе...Людое.. ответил: — Нет!Не пойду к тебе, сосе..На обе.. попасть не худо,Но отню..ь не в виде блюда!
Петушок1, гребешок3, травинка3, бровинка3, голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1, корыто3, ириска3, сосиска1, домовой2, огороды2, колокольчики3, куёт3
Взаимопроверка + проверка
Задание: каждому учитель даёт слова. Дети должны установить трудный согласный в слове и проверить его письменно. (для слабых)
1-й ученик: Поля 2-й ученик: Диана 3-й ученик Софья
Ястреб косьба отбой
Хрустнуть властный сердце
Клад пастбище ошибка
Площадь уловка пароход
Класс тем временем выполняет задание:
Определи, истинно или ложно высказывание: у всех согласных есть пары по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.Задание:в следующих словах найди непарные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости звуки. Затранскрибируй выделенные слова.Пулемётчик, молотьба, сыроежка, ромашка.
6 этап. Первичное закрепление.
УПР 285 стр 130
7 этап. Домашнее задание.
1) параграф 56,
2) упражнение 284
А ещё я предлагаю вам побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, попробуйте выполнить их, а потом , на следующем уроке, сможете оценить свои работы сами.
1 вариант
1. На какие две группы делятся гласные?
А) Ударные и безударные Б) парные и непарные; В) сильные и слабые
2Отметь слова, в которых все согласные - глухие:
а ) писать, витрина, поклон;
б ) капот(у машины), лошадь, кипит.
3.Укажите звонкие согласные:
[ в ]; [ д ]; [ ц ]; [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].
4. Сколько букв в русском алфавите?
А) 31; Б) 32; И) 33
5. найди четвёртое лишнее слово.
А) Коробка;Б) дуб;В) пруд;Г) молотьба.
2 вариант
1.На какие две группы делятся гласные?
А) Ударные и безударные; Б) парные и непарные; В) сильные и слабые
2.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие:
а ) говорил, поил, мешал;
б ) теснота, говор, повар.3.Укажите глухие согласные:
[ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].
4. Сколько звуков в речи?
А) 47; Б) 60; В) 42.
5. найди четвёртое лишнее слово.
А) Мороз; Б) хоровод; В) варежка; Г) просьба.
8 этап. Рефлексия.
Мне сегодня понравилось на уроке…..
Я сегодня на уроке узнала…
На следующем уроке я бы хотела…