Образовательная программа вокально-хоровой студии


ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБУ ДО ИЦТ
от____________№___
Директор МБУ ДО ИЦТ
__________________Ф.И.О.
__________________(дата)
М.П. На Методическом совете МБУ ДО ИЦТ
Протокол от _____________№___________
Председатель Метод.совета_______________________________Ф.И.О.
_______________________________(дата)
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
«Наполним музыкой сердца»
(творческое объединение «Аэнима»)
Педагог Новикова О.А.
Срок обучения: 5 лет
Возраст: 12-18 лет
г.п. Игрим2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Деятельность вокально-хоровой студии «Аэнима» реализует одну из основных образовательных направленностей МБУ ДО ИЦТ – художественно-эстетическую.
Музыка – это неотъемлемая часть нашей жизни. Она обладает могучим эмоциональным воздействием, пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей. Музыкальное воспитание не требует особой одарённости, достаточно среднего уровня способностей обычного человека. В наше время, характеризующееся развитием многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку, поток музыкальной информации практически безграничен. Чем раньше мы начнём формировать у обучающихся избирательность потребления музыкальных впечатлений, тем быстрее они достигнут более высокого уровня воспитанного художественного вкуса, что обуславливает актуальность данной программы.
Одной из форм приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, осуществлённая в различных видах, в данном случае это сольное, ансамблевое и хоровое пение, игра на музыкальном инструменте. Хочу отметить, что пение – подлинно массовый вид музыкально-эстетического воспитания и образования, наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Во-первых, голос – это «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствующийся вместе с его ростом и развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.
Во-вторых, вокальная музыка тесно связана со словом, что создаёт базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Вокальная музыка всегда ярко программна. Содержание её раскрывается и через слово, поэтический текст, и через музыкальную интонацию, мелодию. Эта особенность очень важна для музыкального воспитания детей, которым свойственна конкретность мышления, образность представлений.
В-третьих, необходимо отметить коллективный характер процесса хорового пения. Оно может обеспечить музыкальное воспитание и обучения большой массы детей. При этом музыкальное воспитание должно строиться на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям обучающихся, а не по принципу отсева менее способных.
В процессе многообразных форм музыкального восприятия воспитанники узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям музыкальной грамоты. Всё это расширяет их кругозор, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, даёт возможность повысить уровень исполнительских навыков и развить музыкальные способности.
К высшей форме музыкальной деятельности можно отнести потребность в пропаганде своего искусства, ощущение себя как творчески активной личности. Пропагандируя истинно прекрасное, ребёнок помогает творить мир по законам красоты. К тому же, активная концертная деятельность стимулирует должный уровень исполнительства.
Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт воспитанников, воспитывают потребность в исполнительской деятельности. Следовательно, можно музыкальное воспитание понимать в широком и в более узком смысле.
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей ребёнка, его нравственных представлений, интеллекта, развитие эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, ставящих своей целью развитие музыкальных способностей воспитанника, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание её содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Отличительной особенностью программы вокально-хоровой студии «Аэнима» является обучение детей пению в сочетании с возможностью получения знаний по постановке голоса, музыкальной грамоте, овладением игрой на музыкальных инструменах (синтезатор, гитара, ударная установка).В основу данной программы студии положен метод щадящего обучения воспитанников пению, использование голососберегающих технологий. В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребёнка, его возрастные и индивидуальные характеристики. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса: мягкости, полётности звучания, серебристости окраски звука.
Программа рассчитана на 5 лет обучения.
Возраст учащихся от 12 до 17 лет.
Периодичность занятий: воспитанники занимаются 6 часов в неделю. Всего 216 часов.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе.
Главная цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у воспитанников устойчивый интерес к пению, сформировать исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице мирового вокально-хорового искусства.
Задачи:
образовательные:
- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками;
- развитие навыков вокального интонирования;
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «академическое пение»;
- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности);
- обучение навыкам сценического искусства, умение работать с микрофоном.
развивающие:
- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма;
- развитие исполнительской сценической выдержки;
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления;
-развитие устойчивого интереса к вокально - исполнительской культуре;
- духовно- нравственное развитие.
воспитательные:
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Программа даёт возможность:
Развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опёртого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приёмами в пении и многое другое.
Овладеть навыками академического пения и актёрского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актёрским навыкам, усовершенствовать дикцию.
Обучиться на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму: познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике.
Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышению самооценки в процессе обучения.
Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.
Расширить общемузыкальный кругозор учащихся: в процессе обучения познакомить учащихся с великими произведениями советских и зарубежных композиторов.
Основная идея программы:
привить детям любовь к вокально-исполнительской культуре через вокально-хоровое пение;
приобщить ребёнка к культурным традициям вокального музыкального искусства;
развить вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей.
заложить в ребёнке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.
Деятельность преподавателя опирается на следующие принципы:
Доступность
Интерес
Активность
Трудолюбие
Оптимизм
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:
Максимальное проявление внимания к каждому ребёнку, выявление и реализация его индивидуальности через вокальное исполнительство.
Создание творческой, психологически-комфортной атмосферы занятий.
Реализация вокально-исполнительского потенциала учащихся через нетрадиционное обучение: концертные и конкурсные мероприятия как внутри образовательного учреждения, так и за его пределами.
Музыкально-игровые, образно-сценические методы преподавания на всех этапах обучения.
Принципы педагогического процесса:
принцип единства художественного и технического развития пения;
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
Формы:
учебное индивидуальное занятие;
музыкальные спектакли;
отчётный концерт;
участие в конкурсах, фестивалях;
посещение концертов
Методы:
Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
Словесный метод:
беседа;
рассказ;
обсуждение;
сообщение задач.
Метод разучивания:
по элементам;
по частям;
в целом виде.
Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать лучшие моменты выступления.
В конце каждого полугодия проводится отчётный концерт.
Ожидаемые результаты обучения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
К концу 1-го обучения воспитанники должны знать/понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу 2-го обучения воспитанники должны знать/понимать:
творчество композиторов, написавших разучиваемые произведения, авторах слов;
двухголосии;
«цепном» дыхании;
уметь:
осмысленно и выразительно произносить текст песен; ясно выпевать все гласные (особое внимание гласным «а», «о», «и»), округляя их звучание;
вместе начинать и заканчивать произведение и отдельные его фразы;
одновременно со всем коллективом усиливать или ослаблять звучность;
одновременно произносить слова;
правильно исполнять простейшие ритмические рисунки;
сливаться в чистый унисон, слушать себя и соседей;
К концу 3-го обучения воспитанники должны знать/понимать:
агогике.
различных видах ансамбля.
многоголосии;
стилях эпох и стилях композиторов;
уметь:
быстро и бесшумно брать дыхание в живот, ровно распределять его сначала на короткие, затем на более протяженные фразы;петь спокойно и свободно (но не расслабленно) легким, звонким (не форсированным), напевным звуком в диапазоне от «ре-1» до «до-2»;
сохранять дыхание на более продолжительных фразах;
К концу 4-го обучения воспитанники должны знать/понимать:
основные типы голосов;
жанры вокальной музыки;
типы дыхания;
петь в ансамбле 3-х голосные произведения;
анализировать качество исполнения произведения;
уметь:
пользоваться «цепным» дыханием, менять дыхание не между фразами, а на выдержанных звуках;
интонационно точно вступать в свою ноту (особенно при пении 2-х-голосных песен с поочередным вступлением голосов и канонов);
воспринимать и слышать одновременное звучание двух голосов;
слышать музыку «внутренним» слухом;
правильно исполнять ритмические рисунки;
петь выразительно, с хорошей дикцией, активно и четко произнося согласные;
иметь способность к объективной оценке своей деятельности;
К концу 5-го обучения воспитанники должны знать/понимать:
основные типы голосов;
жанры вокальной музыки;
типы дыхания;
поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
реабилитация при простудных заболеваниях;
образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
чисто интонировать унисон и 2-х-голосие (параллельное движение в октаву, квинту, сексту, терцию; самостоятельное движение голосов) при пении упражнений и художественного материала;
следить за качеством звука (звук должен быть мягким, не форсированным, звонким, чистым, ясным, ровным на всем диапазоне);
иметь способность к объективной оценке своей деятельности.
Формы и методы определения результативности освоения программы.
Контроль усвоения материала производится постоянно. Условно можно выделить три этапа оценки усвоенных знаний, умений, навыков и воспитанных личных качеств.
Вводный контроль (в начале каждого учебного года, в сентябре).
Текущий и промежуточный контроль (текущий - в течение учебного года, промежуточный в середине учебного года (итоговое занятие в декабре)).
Итоговый контроль - в конце каждого учебного года (итоговое занятие в мае).
Параметры оценивания
Знания:
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
широта кругозора;
свобода восприятия теоретической информации;
понимание терминологии, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Практические навыки:
соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
качество исполнения репертуара;
техничность исполнения;
артистичность, эмоциональность и образность исполнения;
взаимодействие воспитанников в ансамбле в процессе исполнения.
Уровень развития воспитанности:
культура исполнения и поведения во время выступления (внешний вид, собранность, отношение к слушателям);
ответственность при работе;
дисциплина.
Методы оценки результативности:
прослушивание и собеседование при поступлении в коллектив;
анкетирование;
педагогическое наблюдение;
беседы с воспитанниками;
индивидуальные прослушивания на занятиях;
итоговые прослушивания - итоговые занятия и зачеты;
выступления на концертах и конкурсах;
самооценка воспитанников;
диагностические тесты.
Для развития навыков самооценки и рефлексии введен дневник воспитанников вокальной студии «Аэнима»:
ПУТЬ К УСПЕХУ
(Фамилия, имя воспитанника) Мероприятия Форма участия Репертуар Самооценка
1. 2. 3. 4. 5. Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
Наличие репетиционного зала (сцена).
Фортепиано, синтезатор.
Музыкальный центр, компьютер.
Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
Электроаппаратура.
Микрофоны.
Музыкальные инструменты.
Видеопроектор.
Экран.
Зеркало.
Нотный материал, подборка репертуара.
Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Записи выступлений, концертов.
Учебно-тематический план:
1-й год обучения.
Цели:
заложить основы вокально-исполнительской деятельности;
сформировать начальные навыки вокального исполнительства;
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»).
формирование певческой установки;
постановка певческого дыхания;
формирование начальных навыков певческой артикуляции;
формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне 1-ой октавы;
ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.
ТЕМА ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ВСЕГО
Вводное занятие 2 2
Формирование певческого голоса 27,5 46,5 74
Музыкально – теоретическая подготовка 25 47 72
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 34 34 68
Всего 88,5 127,5 216
2-й год обучения.
Цель:
развивать заложенные основы вокально-исполнительской деятельности;
продолжать формировать начальные навыки вокального исполнительства;
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»).
формирование певческой установки;
постановка певческого дыхания;
формирование начальных навыков певческой артикуляции;
формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне 1-ой октавы;
ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.
ТЕМА ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ВСЕГО
Вводное занятие 2 2
Формирование певческого голоса 27,5 46,5 74
Музыкально – теоретическая подготовка 25 47 72
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. 34 34 68
Всего 88,5 127,5 216
3 год обучения.
Цель: совершенствовать навыки вокально-хорового исполнительства
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»).
формирование певческой установки;
совершенствование навыков певческой артикуляции;
расширение интонационно устойчивого пения в диапазоне 2-ой октавы;
ознакомление с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила работы с ним.
ТЕМА ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ВСЕГО
Вводное занятие 2 2
Вокально-хоровая работа.
Развитие артикуляционного аппарата 0 8 8
Певческое дыхание 0 10 10
Собственная манера пения 4 24 28
Вокально-хоровой ансамбль 22 50 72
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Жанры и стили. 10 12 22
Произведения композиторов-классиков 2 8 10
Произведения современных композиторов 4 10 14
Просмотр и анализ выступлений различных вокально-хоровых студий 2 4 6
Различная манера пения
Народное пение 2 10 12
Академическое пение 6 12 18
Эстрадное пение 2 12 14
216
4 год обучения.
Цель: расширение параметров хорового, а также сольного вокального исполнительства (работа над вокальными навыками, связанными с наиболее выразительными исполнительскими эстрадными приемами, работа над нюансировкой от пиано до форте);
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания (работа над дыханием, как важнейшим фактором выразительного исполнения);
развитие навыков артикуляции (дикционной ясности, четкости, звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых);
развитие навыков вокального интонирования (работа над точностью интонирования и лёгкостью звучания голоса в быстрых темпах);
развитие беглости голоса на легато и стаккато;
развитие навыков импровизации в джазовых композициях;
работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
работа над сценическим движением;
ТЕМА ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ВСЕГО
Вводное занятие 2 2
Вокально-хоровая работа.
Развитие артикуляционного аппарата 0 8 8
Певческое дыхание 0 10 10
Собственная манера пения 4 24 28
Вокально-хоровой ансамбль 22 50 72
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Жанры и стили. 10 12 22
Произведения композиторов-классиков 2 8 10
Произведения современных композиторов 4 10 14
Просмотр и анализ выступлений различных вокально-хоровых студий 2 4 6
Различная манера пения
Народное пение 2 10 12
Академическое пение 6 12 18
Эстрадное пение 2 12 14
216
5 год обучения.
Цель: совершенствование хорового и сольного вокального исполнительства.
Задачи:
развитие навыков певческого дыхания (работа над дыханием, как важнейшим фактором выразительного исполнения);
развитие навыков артикуляции (дикционной ясности, четкости, звукопроизношения при пении в умеренных и быстрых);
развитие навыков вокального интонирования (работа над точностью интонирования и лёгкостью звучания голоса в быстрых темпах);
развитие беглости голоса на легато и стаккато;
развитие навыков импровизации в джазовых композициях;
работа с микрофоном под минусовую фонограмму;
работа над сценическим движением;
ТЕМА ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ВСЕГО
Вводное занятие 2 2
Вокально-хоровая работа.
Развитие артикуляционного аппарата 0 8 8
Певческое дыхание 0 10 10
Собственная манера пения 4 24 28
Вокально-хоровой ансамбль 22 50 72
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Жанры и стили. 10 12 22
Произведения композиторов-классиков 2 8 10
Произведения современных композиторов 4 10 14
Просмотр и анализ выступлений различных вокально-хоровых студий 2 4 6
Различная манера пения
Народное пение 2 10 12
Академическое пение 6 12 18
Эстрадное пение 2 12 14
216
Содержание учебного материала.
Содержание учебного материала 1-го года обучения.
Формирование певческого аппарата. Гигиена голоса. Строение гортани. Работа голосовых связок. Атака звука (твердая, придыхательная, мягкая). Свойства певческого голоса. Певческая установка и дыхание. Зевок. Прикрытый звук. Штрихи (легато, нон-легато, стаккато). Виды дыхания. Три этапа дыхания. Опора дыхания. Упражнения на выработку певческого дыхания. Распределение ровного дыхания по фразам. Навык цепного дыхания. Артикуляционный аппарат. Развитие дикционных навыков. Основные правила произношения слов в пении. Гласные звуки. Упражнения. Согласные звуки. Упражнения. Интонация. Координация слуха и голоса. Унисон. Значение координации между слухом и голосом. Пение вокально-хоровых упражнений на развитие координации между слухом и голосом. Работа над чистым интонированием. Работа над чистым интонированием в песнях с инструментальным сопровождением и без сопровождения. Пение упражнений на построение унисона. Выработка активного унисона. Пение легких произведений в унисон.
Музыкально-теоретическая подготовка. Скрипичный ключ. Ноты. Расположение нот на нотоносце. Длительность нот и пауз. Знаки альтерации. Чтение нот с листа. Развитие чувства ритма. Простые ритмические упражнения. Развитие мелодического слуха. Повторение за педагогом услышанной мелодии. Сочинение своих мелодий.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Великие композиторы прошлых столетий. Знаменитые произведения композиторов-классиков. Современные композиторы. Песни современных российских композиторов. Современные вокально-хоровые коллективы.
Содержание учебного материала 2-го года обучения.
Формирование певческого аппарата. Гигиена голоса. Атака звука (твердая, придыхательная, мягкая). Основные регистры певческого голоса. Выравнивание регистровых порогов. Упражнения на выработку певческого дыхания. Распределение ровного дыхания по фразам. Навык цепного дыхания. Координация слуха и голоса. Работа над чистым интонированием. Развитие дикционных навыков. Основные правила произношения слов в пении. Гласные звуки. Упражнения. Согласные звуки. Упражнения. Выработка активного унисона. Пение легких произведений в унисон.
Музыкально-теоретическая подготовка. Повторение ранее изученного материала. Лад мажорный и минорный. Интервалы. Пение интервалов. Басовый ключ. Чтение нот с листа. Развитие чувства ритма. Простые ритмические упражнения. Развитие мелодического слуха. Повторение за педагогом услышанной мелодии. Сочинение своих мелодий.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. Великие композиторы прошлых столетий. Знаменитые произведения композиторов-классиков. Современные композиторы. Песни современных российских композиторов. Современные вокально-хоровые коллективы.
Содержание учебного материала 3-го года обучения.
Вокально-хоровая работа. Гигиена голоса. Атака звука (твердая, придыхательная, мягкая). Основные регистры певческого голоса. Выравнивание регистровых порогов. Защитная функция вибрато. Упражнения на выработку вибрато. Упражнения на выработку певческого дыхания. Распределение ровного дыхания по фразам. Навык цепного дыхания. Задержка дыхания перед началом пения, исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Координация слуха и голоса. Развитие дикционных навыков. Основные правила произношения слов в пении. Гласные звуки. Упражнения. Согласные звуки. Упражнения. Ансамбль и его виды. Дикционный ансамбль. Тембровый ансамбль. Ритмический ансамбль. Правила одновременного вступления голосов по партиям в 2-х-голосии. Поиск собственной манеры пения. Подбор репертуара для каждого воспитанника. Анализ собственного пения.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Знакомство с вокальными жанрами песня, романс. Разучивание романсов. Произведения композиторов-классиков России и Запада. Современные композиторы и исполнители. Современные вокальные студии. Анализ их выступлений.
Различная манера пения. Народное пение. Истоки. Разучивание несложной народной песни. Академическое пение. История и развитие. Разучивание канона. Эстрадное пение. Отличие от народного и академического пения. Разучивание современной эстрадной песни.
Содержание учебного материала 4-го года обучения.
Вокально-хоровая работа. Гигиена голоса. Выравнивание регистровых порогов. Упражнения на выработку вибрато. Упражнения на выработку певческого дыхания. Распределение ровного дыхания по фразам. Навык цепного дыхания. Задержка дыхания перед началом пения, исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Развитие дикционных навыков. Основные правила произношения слов в пении. Работа над ансамблем. Дикционный ансамбль. Тембровый ансамбль. Ритмический ансамбль. Поиск собственной манеры пения. Подбор репертуара для каждого воспитанника. Анализ собственного пения.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Знакомство с вокальными жанрами мюзикл, музыкальный спектакль. Просмотр мюзикла. Произведения композиторов-классиков России и Запада. Современные композиторы и исполнители. Современные вокальные студии. Анализ их выступлений.
Различная манера пения. Народное пение. Истоки. Разучивание несложной двухголосной народной песни. Академическое пение. История и развитие. Разучивание псалома. Эстрадное пение. Разучивание народной песни в современной обработке.
Содержание учебного материала 5-го года обучения.
Вокально-хоровая работа. Гигиена голоса. Выравнивание регистровых порогов. Упражнения на выработку вибрато. Упражнения на выработку певческого дыхания. Распределение ровного дыхания по фразам. Навык цепного дыхания. Задержка дыхания перед началом пения, исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Агогический ансамбль. Тембровый ансамбль. Ритмический ансамбль. Правила одновременного вступления голосов по партиям в 3-х-голосии. Поиск собственной манеры пения. Подбор репертуара для каждого воспитанника. Анализ собственного пения.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Знакомство с вокальными жанром опера. Просмотр оперы. Разучивание хора из оперы. Произведения композиторов-классиков России и Запада. Современные композиторы и исполнители. Современные вокальные студии. Анализ их выступлений.
Различная манера пения. Народное пение. Разучивание несложной трехголосной народной песни. Академическое пение. Западная духовная музыка. Разучивание одной из частей мессы. Эстрадное пение. Разучивание классического вокального произведения в современной обработке.
Список литературы для педагога
(обязательная)
В. Попов, Л. Тихеева Школа хорового пения. Москва «Музыка», 1986г.
В. Емельянов Развитие голоса. Санкт-Петербург «Лань», 2007 г.
В. Попов, Л. Тихеева, М. Иодко, П. Халабузарь Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа Москва 1988 г.
В. Шаинский Песни. Москва «Музыка», 1988 г.
В. Коровицын Радуйся солнцу. Детские песни для голоса, хора и фортепиано. Ярославль «Академия развития», 2006 г.
Ю. Корнаков Крутится веселая пластинка. Песни для детского хора. Санкт- Петербург «Композитор» 2004 г.
М. Парцхаладзе «Не привыкайте к чудесам» Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Москва «Владос», 2003 г.
Хрестоматия русской народной песни. Сост. Л. Меканина Москва «Музыка», 1991 г.
Литература для учащихся
Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998г.
Хрестоматия по музыке. – Москва, 2008г.
Литература для педагога
(дополнительная)
С. Крупа-Шушарина Музыка природы Песни для детей и юношества в сопровождении фортепиано. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007 г.
Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999г.
Чесноков П.Г. Хор и управление им. – М.: 1961г.