Технологическая карта урока УМК Школа России по русскому языку во 2 классе Проверяемые и непроверяемые гласные звуки в корне слова.Орфограмма.
МКОУ АГО «Бакряжская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока русского языка
Тема: « Проверяемые и непроверяемые гласные звуки
в корне слова. Орфограмма.»2 класс
Учитель начальных классов
Неволина М.В.
2015 г.
Технологическая карта изучения темы
Предмет русский язык
Класс 2
Тип урока урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.
Технология построения урока информационно-коммуникативная
Тема Проверяемые и непроверяемые гласные звуки в корне слова. Орфограмма.
Цель способствовать ознакомлению с понятием орфограмма, проверяемыми и непроверяемыми орфограммами и писать буквы безударных гласных в корне слова.
Основные термины, понятия безударная гласная, ударение орфограмма, проверяемая и непроверяемая орфограмма.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная.
Работа в парах, группах.
Индивидуальная. Книгопечатная продукция:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Технические средства обучения
Компьютер
Планируемые результаты:
Предметные :Личностные :Метапредметные:
-овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных ,практических и коммуникативных задач;
- иметь представление о понятиях «однокоренные слова», «безударная гласная»;
- видеть орфограмму в корне слова;
- уметь правильно подбирать родственные слова;
- знать написание словарных слов;
- уметь подводить орфограмму под понятие правила;
- строить логические цепочки доказательств.
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
1.Мотивирование к учебной деятельности.(Организационный момент)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
2.Актуализация знаний по теме. Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение), и познавательных процессов (внимание, память).
3.Постановка учебной задачи. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
4.Чистописание. Вырабатывание каллиграфического почерка.
5.Обобщение и систематизация
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
6.Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
7.Итог и рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Расширение кругозора, развитие умения самостоятельно работать.
Технология изучения
№ Этапы урока Формы,методы,методические приемы Деятельность учителя. Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты:
формируемые УУД Приемы контроля
1.Мотивирование к учебной деятельности.(Организационный момент)
2 мин
2.Актуализация знаний по теме.
3 мин
3.Постановка учебной задачи.
3 мин
4.Чистописание.
2 мин
5.Обобщение и систематизация знаний. 10 мин.
Физкультминутка
6.Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
7. Итог и рефлексия учебной деятельности.
8.Домашнее задание
6.
7.
8.
9. Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя.
Фронтальная.
Словесный.
Индивидуальная.
Практический.Письмо.
Фронтальная.СловесныйКоллективная.Практический.
Фронтальная. Словесный.
Индивидуальная.
Фронтальная. Словесный. Беседа.
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Итог и рефлексия учебной деятельности
Домашнее задание
1.Организует детей на урок.
-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи. Работайте старательно, и вас обязательно ждёт успех.
-Сегодня у нас на уроке гости и, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года. Январь”. На экране демонстрируется картина «Зимы». Учитель читает стихи А.С.Пушкина. )
1 слайд презентации.
Вот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл – и вот сама,Идет волшебница зима!Пришла, рассыпалась; клокамиповисла на суках дубов.Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов.Брега с недвижною рекою,Сравняла пухлой пеленою.Блеснул мороз. И рады мы,Проказам матушки – зимы.
-Ребята, какому времени года будет посвящена лексическая тема нашего урока?
2 слайд презентации. (зиме)
- Какое опасное место при письме есть в этом слове ?(буква «и»,обозначающая безударный гласный звук в корне слова)
-Можем ли мы её проверить? Как ? (зима-зимы)
- Какой же месяц привела с собой зима?(декабрь)
3 слайд презентации.
-Декабрь-месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
-Давайте запишем сегодняшнюю дату (пишу на доске 1 дикобря )-Какие опасные места есть в слове " декабря (правописание безударной гласной е и а).
-Что же нужно делать , чтобы не совершать ошибок? (Вспомнить правила –обобщить)
-Исходя из анализа слова декабрь, как вы думаете какая у нас тема урока ? (Проверяемые и непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова .Орфограмма.)
4 слайд презентации.
– Какие бы цели вы поставили перед собой, исходя из темы урока?
1.уметь правильно писать слова с безударной гласной в корне слова2. узнавать слова с безударной гласной
3.знать написание словарных слов
4.узнать,что такое орфограмма
5.хорошо поработать на уроке
- Наступила зима .И мы нарисуем красивые морозные узоры в наших тетрадях и потренируем руку в безотрывном письме. (Дети пишут узоры по образцу).
Безударный хитрый гласный Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука. - А как же ещё можно по другому называть эту букву? (орфограмма)
Предлагает послушать правило .Работа с учебником. Учебник с.108-109. Предлагает прочитать правило и объяснить, что такое орфограмма проверяемые и непроверяемые орфограммы.
. Упр.172.-Прочитайте задание. Перед вами орфографическая задача. В чем она заключается?
-А сейчас Зимушка-зима
предлагает вам физкультура!
Ты мышонку помоги
И на лыжах прокати.(выполняют задание на интерактивной доске)
Побежим мы по дорожке-раз,два,три!
И похлопаем в ладошки –раз,два,три!
5 слайд презентации.
1.Проводит параллель с ранее изученным материалом.
- Какие гласные буквы требуют проверки в безударном положении.6 слайд презентации.
- Как нужно проверять безударный гласный в корне слова? 7 слайд презентации.
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.) 8 слайд презентации.
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.) 9 слайд презентации.
– Как надо проверять? (подобрать проверочное слово.) 10 слайд презентации.
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.) 11слайд презентации.
-Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.
Алгоритм : 12 слайд презентации.
1.Прочитать слово.
2.Поставить ударение.
3.Выделить корень.
4.Определить безударную гласную.
5.Подберать проверочное слово или проверить по словарю.
2.Орфографическая задача. Организует самостоятельную работу учащихся в парах.
-Декабрь рассыпал снежинки на парты(одна на двоих, значит работаем в парах), но снежинки не простые ,а с орфографическими задачами. Один выписывает слова с проверяемыми орфограммами, а другой с непроверяемыми. Решите эту задачу с помощью алгоритма.(зв.зда, др.зды, м.лина, л.ства, ябл.ко, с.рока, п.тух, сл.ды, л.гушка, к.вер)
Организует взаимопроверку.
-Поменяйтесь тетрадями и оцените правильность выполненного задания.
3.Закрепление знаний и способов действий:
1.)Упр.173.Работа по группам :- Матушка-зима вам еще задание принесла. Откройте конверт, прочитайте задание, выполните в тетрадях (Прочитайте. Объясните, какую из орфограмм в корне слова можно проверить, а какую надо запомнить? Запишите слова, обозначьте в них ударение, подчеркните орфограммы.
1 группа : В.р.бей , м.л.ко, м.л.ток, д.р.венька.
2 группа: В.р.онёнок, з.мл.ника, м.ш.на, в.т.рок.
3 группа: С.п.жок, х.р.шо, г.р.док, сн.г.рёк.
4 группа: В.т.рок, св.тл.чок, м.скв.чи, сн.г.ри.
-Зимушка –зима все дорожки замела.
Выполнив задания ,нас к целям подвела.
-Кто же целей тех достиг?
Покажите в тот же миг.
Объясняет домашнее задание:
Правила (учебник,с.108,109 )р.т.с.46,з.98
5.Узнайте, какая буква должна стоять в корне. (С комментированием у доски.)
В...лна, тр...ва, н...чной, б...льшой, ств...лы, б...жал, гр...бы.
Обобщение.
Предлагает индивидуальное задание.
2. От значения слова к правильной букве.
Спишите слова с доски в тетрадь.
Найдите лишнее слово, подчеркните его и докажите почему они лишние, выделите корень в словах.
Нос, носильщик, носик.
Рисовая, рисование, рис.
Вода, водитель, подводный.
Выслушивает ответы детей и подводит их к выводу.
Обобщение:
- Хорошо справились с этим заданием. А какие слова называются однокоренными?
3.Физминутка.
Организует коллективную работу на внимание.
4. Словарная работа.
Посмотрите внимательно на слова и скажите, все ли они относятся к одному правилу?
Воробей, тетрадь, язык, телефон, береза, ветер, нора, беда.
Почему? Докажите.
Спишите только слова с безударной гласной, которую надо запомнить.
Организует взаимопроверку.
Поменяйтесь тетрадями и оцените правильность выполненного задания.
Осуществляет выборочный контроль и проверку выполненного задания. Проводит беседу по уточнению и конкретизации знаний учащихся.
Обобщение, выводы и выборочная проверка нескольких тетрадей.
Предлагает работу с учебником.
5.Работа с учебником. Стр.147, упр.232.
Выполнение предварительного задания и письмо по памяти.
Самопроверка и выборочная проверка нескольких тетрадей.
Обобщение и итог.
6.Синтаксический разбор этого предложения с комментированием у доски.
Организует самостоятельную работу учащихся в парах.
Дает задание на поиск слов с безударной гласной в корне.
7.Работа в парах.
– Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь. Слайд 7.
Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.
Проверка.
- В какой строчке нет проверочного слова?
_ Какое проверочное слово? Допишите его и подчеркните. Назовите в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, наследие.)
– Почему эти слова являются проверочными? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)
Обобщение.
Развивает внимание.
9. Следующее задание «Смотри в корень» Устно. Слайд 9.
(работа с сигнальными карточками) - объяснять выбранную букву в слове.
Зап..вать в хоре – зап..вать лекарство
сл..зал с крыши – сл..зал сметану
б..чок для мусора – лечь на б..чок.
Побуждает детей к действию, развивает внимание.
8. Найди ошибки и исправь, объясни, почему выбрал ту или иную букву.
Запись на карточках
После даждя пахнет в лису гребами. На лисных палянах показались лисички.
Запись в тетрадь.
Обобщение.
Подводит учащихся к выводу. Организует учащихся на обсуждение допущенных ошибок и их коррекцию
-Какую орфограмму повторяли на уроке?
- Закончите предложение:
- Гласная, на которую падает ударение, называется?
-Гласная, на которую не падает ударение, называется?
- В проверочном слове гласная всегда?
-В проверяемом слове гласная всегда?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
-Что делать если безударную гласную в корне слова нельзя проверить?
-Сегодня на уроке, что вы поняли? Чему научились? В чем испытывали трудность?
Объясняет выполнение домашнего задания. Слайд 10.
Стр.143, упр.224. Дети смотрят друг на друга, улыбаются, желают добра друг другу. Положительные эмоции. Мы рады приветствовать Вас в нашем классе. Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе Вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко! Поручено нам Вас сегодня встречать, начнем же урок, не будем зря время терять.
Слушают учителя
Взаимодействуют с учителем.
Слушают учителя
Приводят примеры, объясняют свой выбор, озвучивают правило.
Отвечают на вопрос учителя, высказывают свои предположения.
Отмечают каждый для себя цель в таблице (кружочком)
Цели В начале урока Результат в конце урока
1.
2.
3.
4.
5. Работают в тетрадях, выполняют письмо по образцу, думают, выбирают лучшие буквы.
Слушают учителя.Слушают аудиозапись.Читают правило в учебнике.
Определяют смысл орфографической задачи, коллективно решают задачи. Работают у доски и в тетрадях, выделяют корень.
Выполняют движения
Называют гласные.
Читают вопросы на экране.
Называют алгоритм проверки безударной гласной. Отвечают на вопрос.
Объясняют свой выбор.
Называют правило, на которое опирались.
Читают алгоритм.
(карточки на партах)
Определяют смысл орфографической задачи.Высказывают свои предположения, работают в паре в тетрадях.
Взаимопроверка. Меняются тетрадями, проверяют задание, оценивают.
Читают, списывают слова, обозначают ударение, подчеркивают орфограммы. Составляют предложение. Подчеркивают основу предложения.
Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.
Отмечают в таблице результат.
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.
Работают с учебником, читают предложение, пишут по памяти.
Выполняют синтаксический разбор предложения.
Работают в паре.
Высказывают свое предположение.
Анализируют, объясняют свой выбор.
Выполняют задание, обсуждают ошибки, доказывают, подтверждают правилом.
Делают выводы.
Отвечают на вопросы учителя, озвучивают понятия.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Слушают учителя. Личностные:
нравственно – этическая ориентация.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Познавательные: самостоятельное
выделение правил.
Познавательные:
Самостоятельно делают выводы, формулируют тему урока.
Познавательные: извлекают необходимую информацию.
Вырабатывают каллиграфический почерк. Умеют давать оценку вида деятельности.
Осуществляют профилактику утомления,ориентируются на здоровый образ жизни.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
построение высказывания.
Личностные: самостоятельность,
мобильность.
Познавательные:
выделяют необходимую информацию.
Коммуникативные:
выражают свои мысли в соответствии с заданием, проявляют навыки сотрудничества со сверстниками.
Познавательные:
находят ответы.
Регулятивные:
выделяют ориентиры действия.
Познавательные:
проявляют самостоятельность в выборе правильного ответа.
Личностные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.
Личностные:принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.
Коммуникативные:
строят простое речевое высказывание.
Личностные:
следят за своим здоровьем.
Познавательные:
-умение искать и выделять необходимуюинформацию;
-рассуждение и доказательство.
Регулятивные:
-дополнять, уточнять высказывания по существу поставленного задания.
Коммуникативные:
-строить понятные для собеседника высказывания.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль
Познавательные:
-умение искать и выделять необходимуюинформацию;
-рассуждение и доказательство.
Регулятивные:
умеют обсуждать возникающие проблемы, правила.
Коммуникативные:
- использование средств языка и речи.
Познавательные
умеют применять правило.
Познавательные:
-находят ответы на вопросы, используя знание правила.
Коммуникативные:
активно взаимодействуют со сверстниками, взрослыми, участвуя в обсуждении.
Личностные:
- осознавать важность изучаемого материала.
Познавательные:
самостоятельно делать выводы. Беседа по вопросам
Беседа по вопросам
Правильное написание.
Орфографические задачи. Правило.
Правильное выполнение движений.
Беседа по вопросам
Орфографические задачи. Правило.
Прави-ло.
Письмо.Упражнение.
Саморегуляция.
Письмо
Беседа по вопросам .Саморегуляция.
Литература.
1. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии «полного усвоения». М.: Дрофа,2004.
2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12
3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011 г.
4. Проектные задачи в начальной школе./ Под ред. А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2010.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Москва. Просвещение 2011г.
Интернет ресурсы:
1. nsportal.ru›Начальная школа›Русский язык›…glasnaya-v-korne-2-klass2. 150st-usad-school.edusite.ru›DswMedia…3. Сеть Творческих учителей
4.Социальная сеть работников образования nsportal.ru
5. school20.tgl.ru›…pic/File/2013_uchebniy…noviy.docx