Конспект урока Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова


Конспект урока по русскому языку в 3 классе учителя МОУ «СОШ № 40» г. Саратова Коршуновой Натальи Викторовны по теме «Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова»
Цели урока
1. Закрепить умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
2. Развивать речь, творческое воображение учащихся.
3.Формировать элементы эстетической культуры.
Оснащение урока
1. Компьютер
2.Интерактивная доска
3.Репродукция картины А.Пластова «Первый снег»
4. Фонограмма И.С.Баха «Воздух»
5.Фонограмма Г.Свиридова «Метель»
6.Раздаточный материал
Ход урока
I. Оргмомент. Создание положительного настроя на работу
1) - Сегодня утром к нам в гости пришла зима. Мне хотелось бы вместе с вами порадоваться приходу зимы, первому снегу.
2) Слайд 1 (Учитель читает текст)
Первый снег, как белый лист,
Припорошил землю тихо.
Как он свеж и как он чист,
Как он мир окрасил лихо.
Как же хочется пройти,
След оставив за собою,
И по снежному пути
Увязаться за зимою.
( А.С. Поляков)
II. Чистописание
- Да, ребята, наконец-то к нам в гости пришла зимушка-зима. Выпал первый снег и захрустели сапоги и ботинки по припорошенным дорожкам, оставляя за собой следы. Давайте и мы оставим следы, но только делать это будем ручками в наших тетрадках.
-Какие буквы записаны на доске? (А//П)
-Что вы можете сказать об их написании?
(Запись букв АП//АП)
-Назовите мужские имена, которые начинаются с буквы А. (Александр, Арсений, Алексей, Аркадий)
- С именем Аркадий связан наш сегодняшний урок. Так звали известного русского художника – Аркадий Александрович Пластов.
Слайд 2
(Запись Аркадий Александрович Пластов)
III. Словарная работа
- Пластов очень любил деревню, подолгу жил там и с большим удовольствием писал картины родной природы, пейзажи.
- Как пишется слово «картина»? Написание вызывает затруднение. В каких источниках мы можем получить информацию о написании данного слова? (В орфографическом словаре)
- Найдите в словаре слово «картина» и запишите его в тетрадь.
- Подберите к данному слову однокоренные слова.
- Докажите, что эти слова являются однокоренными. Запишите их, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова. (Картина, картинка, картинная.)
IV. Уточнение темы и целей урока.
1) - Напомните, какая орфограмма встретилась в написании данных слов?
- Как нужно поступать, если сомневаешься в написании слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова?
- А если безударную гласную можно проверить, как мы это сделаем?
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова)
Слайд 3
- Для чего мы должны изучать данную тему? Обоснуёте свой ответ.
V. Организация деятельности учащихся по выявлению в словах орфограмм и рациональному использованию способов решения орфографических задач.1) – Кто запомнил, какие картины писал Аркадий Пластов? (Художник писал картины родной природы)
- Запишите это предложение.
2) - Какую работу мы можем провести с этим предложением? (Найти и подчеркнуть в словах непроверяемую безударную гласную в корне слова одной чертой, проверяемую –двумя.)
- Почему именно это задание? ( Оно соответствует теме урока)
VI. Работа с репродукцией.
1) - А.Пластов написал много картин. Одна из них «Первый снег».
Слайд 4
- Рассмотрите репродукцию
- Какое время года изобразил художник? Как догадались? ( Нет сугробов, местами ещё видна голая земля.)
- Кого изобразил художник на переднем плане? ( Деревенские ребята вышли на порог, радуются первому снегу)
- Как вы определили, что они радуются первому снегу? (Выбежали второпях, толком не оделись.)
- Во что они одеты? (Мальчик в пальто, валенках. Девочка накинула на голову платок, надела ботинки не по размеру)- Что ещё изобразил художник на переднем плане? (Берёза радуется первому снегу, раскинула ветви)
- Здесь изображена ещё одна героиня. (Ворона). Как она радуется первому снегу?
- Какой цвет главный в этой картине? ( Розовый. Он везде: и на земле, и в небе, и на веточках берёзы. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть,…)- Как художник изобразил снег? (Опускался хлопьями, порхал, кружился, укрыл землю,…)- Как вы думаете, почему был использован вертикальный формат листа? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы. Художник хотел усилить впечатление от бездонности неба,…)- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Радость, восторг)
2) - При анализе картины, мы использовали слова, написание которых нам хорошо известно. Сейчас я буду показывать предметы на репродукции, а вы будете записывать названия этих предметов. ( Пальто, ребята, ворона, берёза.)
- Что вы заметили? Какая орфограмма встретилась во всех словах? Проверим ваши записи.
Слайд 5
VII. Физминутка
Слайд 6 (звучит «Метель» Г.Свиридова)
VIII. Орфографическая пропедевтика.
(У детей на партах лежат карточки)
Зимним холодом пахнуло
На леса и на поля.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
( И.Бунин)
- Прочитайте отрывок из стихотворения И.Бунина «Первый снег»
- Какая орфограмма «спряталась» в выделенных словах?
- Какой способ проверки помогает определить букву?
- Какое задание мы можем выполнить? (Выписать слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Подобрать проверочные слова).- Итак, выпишите слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, подберите проверочные слова. (Проверка)
3) – Ребята, с какой картиной А.Пластова мы сегодня познакомились?
Слайд 8
- Подумайте и составьте предложения по этой картине. ( Утром в гости пришла зима. Повалил пушистый снег. Дети поспешили на улицу. …)- Запишите понравившиеся предложения. Подчеркните в словах проверяемую / непроверяемую безударную гласную в корне. (Проверка. Работа в парах.) IX. Творческая работа
Слайд 8
1) - Какое творческое задание вы могли бы предложить своему товарищу по картине А.Пластова «Первый снег»? ( Написать небольшое сочинение по картине. Придумать рассказ от имени главных героев картины. … Написать мини-сочинение, которое бы начиналось – Утром выпал первый снег.)- Какое из предложенных заданий вам наиболее интересно?
С чего бы вы начали? О чём бы рассказали потом? Как бы закончили свой рассказ?
2) – Составьте небольшой рассказ по данной картине. (Устно)
- Кто хочет поделиться своим творчеством? (Слушаем детей)
3) Инструктаж по домашнему заданию
Написать сочинение-миниатюру по картине А.Пластова «Первый снег»
X. Подведение итогов
- Какие задачи мы решили на уроке?
Слайд 9
- Как мы это делали?
- Какие способы проверки орфограммы вам удалось применить?
- Как вам кажется, над чем нужно ещё работать?
Слайд 10