Разработка урока на тему Сердцу милые места
МБОУ Кирбинская общеобразовательная школа.
Методическая разработка
внеклассного мероприятия, посвящённая
юбилею Бейского района
«Сердцу милые места»
Работу выполнила: Павленко
Н.П., учитель русского языка
и литературы.
Урок – путешествие «Сердцу милые места».
Задачи: воспитание чувства гордости за свою малую Родину; приобщение к исследовательской работе; привитие любви к своему родному краю, его истории, к истокам национальной культуры.
Оформление: карта Бейского района, плакат с текстом гимна района, гербом, плакат : «Я кровный сын твой, здесь моё начало», фотомонтаж.
Оборудование: магнитофон, диски с записями песен о Хакасии.
Ход урока.
Организационный момент.
(Звучит песня о Хакасии)
Здесь легенды и быль
Словно море, ковыль
До скончанья времён
Славься, Бейский район!
Слово учителя .
Всякий народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но у всякого у всякого дерева есть корни . От них питается крона, от них поднимается к листьям живительная влага. Корни – это память предков, это то, чем жили люди вчера или сто лет назад, чем живут сегодня. Это традиции, хранящие мудрость многих поколений. Именно из этих основ вырастает любовь ко всему, что умещается в одном слове «Родина». Так можно определить суть нашего сегодняшнего путешествия, путешествия к своим истокам.
О ,Родина ! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои просёлки, перелески –
Всё, что без памяти люблю (А. Жигулин)
2.Основная часть.
«Мы, как деды, должны эту землю любить.»
Вед. Земля наша русская, любимая, бескрайняя Раскинулась ты золотыми полями и зелёными дубравами, укутанная белыми снегами и омытая весенними дождями. Как не любить тебя! Как не преклоняться перед красотой и величием твоим. Ведь мы все дети твои, и почитаем тебя, как родную мать.
Чтец Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь!
Нерастраченная сила
Неразгаданная грусть!
Учитель. Да, действительно, мы любим нашу родину. В каждом из нас есть хоть крупица этого нежного чувства к родной земле.
А для нас, живущих на земле хакасской, малой родиной является Хакасия, Бейский район.
(Звучит чатхан)
Историк . В 1924 году постановлением ВЦИК был образован Бейский район, входивший тогда в состав Минусинского уезда Енисейской губернии в числе пяти волостей. Затем он четыре раза расформировывался и лишь в 1935 году обрёл самостоятельность. Сегодня мы празднуем 85 –летие.
Чтец Славься, Бейский район!
Есть в Хакасии край у подножья Саян,
Справа брат – Енисей,
Слева брат – Абакан,
Урожаем богаты всегда здесь поля.
Песней славится
вольная эта земля.
Енисей, Абакан,
И тайги океан.
На скаку, как огонь
Символ наш – птица –конь.
Здесь легенды и быль,
Словно море, ковыль.
До скончанья времён,
Славься, Бейский район!.
Степь без края у нас,
горы здесь до небес,
Красотой своей славится сказочный лес,
В недрах кроются
золото, уголь, руда
Но всегда землю славили люди труда.
Предков наших историю ты пролистай,
Как невесту любили они этот край.
Если нам суждено на земле этой жить.
Мы ,как деды, должны
Эту землю любить. (М. Борисов)
Вед. Исторические мгновения становления Бейского района.
85 лет – это небольшой промежуток времени, а для истории общества это всего лишь мгновение. Но какие большие изменения произошли за эти годы в районе.
В 1926 году в районе уже насчитывалось 4748 хозяйств, где имелось 16969 лошадей, 22 492 головы КРС, 5760 свиней, 54 056 овец и коз. В конце 20х начале 30 –х годов в районе зарождаются первые кооперативные хозяйства.
1933год – создана Бейская МТС, которая обслуживала 12 колхозов.
Пятидесятые годы
( историческую справку смотри в газете «Саянская заря»)
Географ. Бейский район расположен в юго – восточной части Республики Хакасия на водоразделе рек Енисей и Абакан и граничит с Аскизским, Алтайским, Усть – Абаканским, Таштыпским районами, городом Саяногорском и Шушенским районом Красноярского края. В его состав входят 9 территорий.
Учитель .Ребята, мы с вами предварительно провели исследовательскую работу, суть которой заключалась в том, что каждый из вас выбирал по какой –то причине полюбившийся уголок малой родины, собирал об этом месте интересную информацию, используя газетные публикации последних лет. Сейчас вы постараетесь познакомить присутствующих здесь со своей работой.
Выступления учащихся.( В работах уч –ся звучит материал о Табате, Новокурске, Бондарево т.д.)
Учитель Интересна судьба каждого уголка нашей родины. Вместе со всей страной нашему району за 85 лет пришлось пережить и взлёты , и падения. Район бережно хранит память обо всех , кто на протяжении многих лет способствовал его становлению и процветанию.
Здесь оставили свой след крестьянин – философ Тимофей Бондарев, революционерка Елена Стасова и красный командарм Семён Будённый.
Богатство бейской земли – его труженики. Это герои труда, кавалеры ордена Ленина, люди, которые ежегодно получают государственные награды и почётные звания за свой добросовестный труд.
Далеко за пределами своего района известны имена таких людей, как садовод Иван Байкалов, артисты Владимир Чаптыков и Клара Сунчугашева, писатели и поэты Каркей Нербышев. Андрей Кызычаков, Михаил Чебодаев, Георгий Суворов.
(чтение стих –й этих авторов)
Историк У всякого государства, города, района есть свои символы. Есть символы и у нашего района. Назовите их.
Уч –ся называют, при необходимости обращаясь к словарю.(флаг, герб, гимн). Учитель заостряет внимание , показывая на стенде эти символы)
Группа учащихся исполняет гимн Бейского района.
Малая родина.
На земле этой –
части огромной страны,
Две могучих реки –
две рубежных границы
И Саянские горы на юге видны
Младший брат Абакан
к Енисею стремится.
Это значит –
земля не бывает ничьёй
Это значит –
она молодеет с годами.
В ожерелье засеянных
нами полей
И в монистах; посаженных
нами садами.
Пусть же здравствуют
Уты, Табат и КИрба,
Пусть гордятся историей
Монок и Бея,
И пускай благосклоннее будет судьба
К тем, кто свет и добро
пожинает и сеет.
А пока мы ещё
в неоплатных долгах
Перед малою родиной –
Бейским районом.
Перед сёлами в тучных
хакасских степях
И бескрайней тайгой
на заснеженных склонах. (А. Козловский)
Историк. Административным центром Бейского района является село Бея, название которого связывают с монгольским переводом слова «Бея» - водный узел.
Уч –ся знакомит с историей с. Бея.
Чтец. Люблю тебя в любое время года
Моё родное русское село
И в тёплый день, в любую непогоду
С тобой всегда мне на душе светло.
Кивает мне знакомая берёза
И я в ответ ей «здравствуй» говорю
Как хорошо мне, как по –русски просто
Жить в моём светлом ласковом краю
Географ. На север от самых старых сёл района Беи, Сабинки, Табата, Большого Монока расположены обширные котловины и золотая степь с голубыми глазами.
Чтец. Родная степь
Бескрайние просторы
Кузнечики поют ,как ковыли
Да солнце по колено бродит в росах
Да шепчутся о чём –то ковыли
Милая, родная хакасская степь!
Степь! Степь ковыльная
Удивительное это растение –ковыль. Не ест его скот, не клюют семена птицы. Поётся о нём в грустных песнях про расставания да невозвратимые потери – утраты.
В одной старинной песне поётся про тяжкое вражеское иго на Русской земле – конями её басурмане топтали ,огнём выжигали, людей секли да резали, в слезах народ захлёбывался. Но собрался наконец весь люд с силами, поднялся на битву небывалую, вышли воины – русичи на бескрайнее поле степное, разноцветьем укрытое, начали с ворогом биться, да и полегли почти все. Но многих басурманов побили, остальных вспять повернули. А когда пришли снова люди на потоптанное да разрытое копытами поле, то посбирали врагов мёртвых и в речку покидали. Что во вражий стан текла. А своих похоронили..
И вдруг чудная какая –то трава стала прорастать на поле – жёсткая, стеблистая.А под осень каждая травинка выбросила белые волосы. Поседело, выходит поле от горюшка великого. С той поры и повелось: погибнет ратник за землю родную, ляжет в ней костьми – и вырастет ещё одна травинка, стоит да плачет под ветром.
(Звучит песня о степи на хакасском языке)
Чтец Пойдём в мой край
В поля, луга Хакасии
Нигде я лучше края не встречал
Я тут на «ты»
С любым ручьём и рощею
Тут для меня
Начало всех начал.
Учитель Кто –то из великих сказал, что сильнее всего любовь к родному краю его томила, мучила и жгла. В этих словах всё: и позиция, и программа, а что имеем мы? Мы имеем свою «малую» родину. Бондарево - бондаревцы, Бею –бейцы, Кирбу – кирбинцы.
Выступление уч – ся с материалом о Кирбе.
Учитель. Ребята, сегодня у нас в гостях наш односельчанин – Почётный Гражданин Бейского района Рокотянский Н.П., который всю свою жизнь посвятил своей малой родине.
Выступление Рокотянского Н.П.
3 Итог урока Исполнение гимна Кирбы (слова и музыка Рокотянского Н.П.)
Стоит у просёлка деревня
В ковыльной степи средь озёр
Мне домик приснился в деревьях
К нему будто в гости пришел
Ой, Кирба – Кирбиночка
Ты моя грустиночка
Сердце моё вынула
Позвала к себе –
Ты росой умылася
Ковылём укрылася
Среди яблонь с вишнями
Нет покоя мне
Здесь юности было начало
Года хороводом идут
Теперь уж другие девчата
Вечёрками песни поют
Я помню рассветы, закаты
Деревня, ты малая Русь
Судьба нас бросает куда – то
Родная, к тебе я вернусь.
Учитель. Своё путешествие по Бейскому району хочется закончить словами из сочинения Чеховского С.
«Кирба – это моё село. Я его люблю. Я им горжусь. «Сегодня» и «завтра» это динамично развивающийся угольный центр республики, объединивший представителей всех поколений, разных национальностей, культур. Для них моё село стало общим домом, общей судьбой, общей надеждой.
Пусть моё село (И весь Бейский район) всегда будет процветающим, щедрым и гостеприимным!. И останется для своих жителей самым лучшим и любимым.»
У каждого есть избранные сёла,
Любимые до смерти города
Подсвеченные ландышами долы
Или озёр холодная слюда.
И как бы нам ни приходилось туго
У каждого есть свой заветный край.
Одним Березино, другим – Ветлуга
А нам Кирбу, конечно, подавай.
Пускай она ничем не знаменита,
Пускай ничем не славится она,
Сказаньями седыми не повита
И песнями пока обойдена.
Но пусть
15