Конспект урока литературы на тему «Ставропольскому сердцу милые пейзажи». Ю. А. Асадов. Лирика.


Тема: «Ставропольскому сердцу милые пейзажи». Ю. А. Асадов. Лирика.
Цель: добиться понимания истоков творчества Ю. Асадова, выявить художественные и стилистические особенности его лирики, найти примеры словотворчества поэта.
Задачи: 1) формировать умение анализировать лирическое произведение с литературоведческой точки зрения;
2) развивать произвольное внимание, абстрактное мышление, логику, умение анализировать, синтезировать, обобщать и делать выводы, обогащать словарный запас учащихся, совершенствовать навыки выразительного чтения;
3) воспитывать любовь к родной природе, пробудить интерес к поэзии.
Оборудование: 1) портрет Ю. Асадова;
2) выставка книг;
3) иллюстративный материал (фотографии, репродукции картин).
Ход урока.
Организация внимания учащихся.
Изучение нового материала.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы начинаем изучать раздел «Ставропольскому сердцу милые пейзажи». Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся.
- Мы познакомимся с лирическими произведениями, посвящёнными родной природе. Юрий Андреевич Асадов- незаурядная личность. Сегодня мы выявим художественное и стилистическое своеобразие лирики Ю. Асадова.
2. Слово учителя.
Юрий Асадов, поэт, журналист, издатель, родился в 1951 году в г. Баку в семье армянина - выходца из Нагорного Карабаха. Получив университетское образование, работал в учреждениях культуры, в редакциях различных газет.
В 1978 году в Баку вышел на русском языке первый сборник стихов поэта- «Мотивы южного города». В 1990 году В Ставрополе была издана вторая поэтическая книга - «Палитра жизни». Третий сборник Юрия Асадова- «Предки с берегов Имханогета» включает в себя стихотворения лирического цикла, а также произведения написанные под впечатлением острых социальных конфликтов в стране в эпоху перестройки.
Поэма, давшая название данному сборнику, приоткрывает читателю некоторые малоизвестные страницы из истории Карабахского ханства, где до 1917 года жили предки поэта.
Ю. Асадов работал помощником режиссёра в театре, был на партийной работе, затем связал свою жизнь с журналистикой. Он был корреспондентом, ответственным секретарём, редактором ряда газет в Баку, Краснодаре, Майкопе, Сумгаите, Ставрополе…
Стихи Ю. Асадова публиковались в газетах и журналах, звучали со сцены, по радио и телевидению, выходили отдельным сборником в 1978 году. В настоящее время поэт живёт и работает в г. Пятигорске.
3. Чтение подготовленным учеником стихотворения
Ю. Асадова «Эскиз из окна».
Эскиз из окна.
Капли дождевые,
словно кавалькада.
Линии косые
зачеркнули стадо.
Ливень всё отмоет,
обрисует светом.
Вот бы кистью Гойи
возвеличить это.
А дожди всё чище
умывают дали,
бьют по гулким крышам
с силой звонкой стали.
И с тех пор картина
эта беспокоит
тем, что неразрывнав сердце с чистотою.
4. Анализ стихотворения.
- Что такое эскиз?
- Какое значение вложил в это слово автор?
- Подберите синонимы к слову «эскиз».
- Почему автор назвал стихотворение «Эскиз из окна», а не, к примеру, «Картина дождя»?
- На что обращает внимание поэт?
- Прочитайте первую строфу.
- Какое сравнение подбирает Ю. Асадов к словам «капли дождевые»? Как вы думаете, почему?
- Какое время года рисует поэт? Аргументируйте ответ.
- Какую картину рисует поэт в следующих двух строках?
- Найдите пример звукозаписи.
- Кто такой Гойя? Что вы о нём знаете?
- О чём жалеет Ю. Асадов?
- Найдите эпитеты в третьей строфе.
- С какой целью Ю. Асадов использует данные эпитеты?
- Почему картина, которую увидел поэт, беспокоит его?
- Какие ассоциации прослеживаются в стихотворении?
- Какой художественный приём является ведущим в стихотворении?
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
5. Словесное рисование.
- Если бы вы были художником, какую картину нарисовали, прочитав это стихотворение? Какие краски были бы основными?
6. Выразительное чтение стихотворения «Эскиз из окна».
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Как нужно читать стихотворение (темп, тембр, сила голоса)?
- Прочитайте выразительно стихотворение, стараясь передать чувство торжества и обновления.
7. Выразительное чтение стихотворения «Элегия».
- Что такое элегия?
- Послушайте стихотворение «Элегия» и скажите, какими чувствами оно проникнуто.
Элегия.
Только солнце скроется за горы-
в светлом небе кружатся стрижи.
И с каким – то искренним задором
перекличку делают в тиши.
Вот взметнулся в небо стриж упрямый,
будто сердце криком разодрал.
Нет на птицу никакой управы
в предночном нагроможденьи скал!
Хочет мне о чём-то стриж поведать,
песню спеть иль повесть рассказать?
Повесть вся под синим цветом пледа,
что в дорогу мне свернула мать.
8. Анализ стихотворения «Элегия».
- Какое время года рисует поэт?
- В чём заключается стилистическое своеобразие?
- Отметьте особенности синтаксиса.
- Какое ощущение остаётся после чтения этого стихотворения?
- Как Ю. Асадов относится к проблеме человека и природы?
/ она гармонична.
9. Самостоятельная работа в творческих группах.
Задание для 1 группы: Прочитайте и проанализируйте стихотворение
«Снежный этюд».
Снежный этюд.
Метёт, метёт позёмка,
наш городской художник.
И снег нигде не скомкан,
и гимн красоте и труду.
И в той палитре вьюжной
искрятся все оттенки:
от искренних и нужных
до камерной подделки.
А снег ложится дальше:
на крыши и перроны,
и на мечети даже,
привыкшие к иному.
На пальмы и трамваи,
на стёкла и антенны,
как будто кто-то в ванне,
смеясь взбивает пену.
Причудливо и тонко
над снегом свет струится.
Метёт, метёт позёмка,
высвечивая лица.
Задание для 2 группы: Прочитайте и проанализируйте стихотворение
«Трамвай из сказки».
Задание для 3 группы: Сопоставительный анализ стихотворения «Эскиз из
окна» и «Пятигорский дождь»
Задание для 4 группы: Исследование на тему: «Словотворчество в поэзии Ю. Асадова (на примере стихотворения «Пятигорский дождь»).
10. Выступление творческих групп.
III. Итог урока.
- Какие особенности поэзии Ю. Асадова вы можете отметить?
- Каким человеком представили вы поэта?
IV. Домашнее задание.
письменный анализ стихотворения (по выбору учащихся);
выразительное чтение стихотворений Ю. Асадова.