Изучение теоретической и методической литературы по предмету: П. Табак «Метод формирования амбушюра на медных духовых инструментах»


Изучение теоретической и методической литературы по предмету:
П. Табак «Метод формирования амбушюра на медных духовых инструментах»
Отчёт
Обязательным условием успешного обучения духовика является правильное формирование его исполнительского аппарата. В широком смысле, исполнительский аппарат это не только амбушюр (способ сложения губ музыканта при игре на некоторых духовых инструментах с определенным устройством мундштука; в основном это касается музыкальных инструментов, имеющих чашеобразный мундштук: альтгорн, труба, тромбон и т. д.). В широком понятии «исполнительский аппарат» - это отлаженный механизм всего физического состояния духовика.
Исходя из векового опыта обучения музыкантов духовиков в мире, и в России в частности, про исполнительский аппарат говорят как об образе жизни музыканта. Поэтому, начиная от правильной постановки ног, корпуса, рук, головы, и заканчивая постановкой мундштука на губах, мы можем говорить о том, что исполнительский аппарат сформирован. В данном отчёте, я подробнее остановлюсь на формировании амбушюра на медных духовых инструментах.
В настоящее время существует достаточное количество методической литературы, которое обращается к данному вопросу. Здесь можно назвать таких известных музыкантов, как Табаков, Блажевич, Щербинин, Орвид, Ерёмин, Усов, Докшицер, Маджо. Все они прилагали попытки объяснить, что из себя представляет правильная постановка амбушюра. Существовало много вариантов: играть на собранных губах, играть на «растяжке», увлажнять губы перед началом игры или же играть на сухих губах, плотно ли прижимать мундштук к губам-зубам, или же играть на лёгкой постановке, создавая определённую воздушную прокладку между губами и зубами. Ставить мундштук более на верхнюю губу, менее на нижнюю или же ¾ мундштука оставлять на нижней губе, а ¼ на верхней, освобождая её для более свободной, живой вибрации, влияющей на качество звука.В 2013 году, известный Российский трубач П. И. Табак выпустил своё пособие, которое так и называется: «Метод формирования амбушюра на медных духовых инструментах». Профессор МГК им. Чайковского Новиков, представляя данное пособие говорит: «Формирование исполнительского аппарата на медных духовых инструментах задача весьма индивидуальная и деликатная. Основываясь на своем опыте, убеждён, что ежедневные занятия гаммами, этюдами и крупными музыкальными произведениями требуют от исполнителя хорошо налаженный механизм исполнительского аппарата и большую физическую выдержку амбушюра».
В предисловии П. Табак о своём методе говорит так: «это свод правил, подтверждённых многолетним педагогическим опытом. Ценность каждого метода в простоте изложенного материала и эффективности, дающей максимальный результат при минимальных физических и временных затратах. Игра на медных духовых инструментах сопряжена с физическим напряжением целых групп мышц, среди которых лицевые мышцы амбушюра занимают особое место. Предлагаемый метод по формированию амбушюра легко запоминается и усваивается. Основанный на удержании выдержанных нот с постоянным чередованием напряжения и отдыха (приём, который спортсмены используют на тренировках), он быстро укрепляет мышцы, формирую условные рефлексы, координирующие моторику исполнительского аппарата». Эффективность метода проявляется только при ежедневных занятиях на инструменте.
По законам акустики, любой вибрирующий предмет передаёт вибрацию другому предмету. При игре на медных духовых инструментах вибрация ламелей губ является источником колебаний, которые в контакте передаются мундштуку. Таким образом: вибрация лепестков губ – источник звуковых колебаний.
Рациональное расположение мундштука П.Табак объясняет соблюдением правилом трёх вертикалей. Как их формировать?
1) Верхний и нижний ряд зубов должны соприкасаться вертикально.
2) Верхняя и нижняя губы не должны перекрывать друг друга, формирую вторую вертикаль. При игре губы должны сжиматься собранно в центр и быть растянуты к колкам, но не в улыбку.
3) Третья вертикаль – линия полей мундштука.
Говоря о функции языка, он считает, что его роль – артикулятор.
Кроме того, в этой работе он приводит несколько упражнений, основанных на личном практическом опыте. Думается, что использование их в ежедневных подготовительных занятиях с начинающими обучение на трубе, принесут определённую пользу в формировании амбушюра.
В заключение пособия П.Табак даёт следующие рекомендации:
- Всегда нужно играть на разогретом амбушуре.
- При игре гамм артикулируйте следующую ноту, не останавливая звучание предыдущей.
- При игре двойного стаккато используйте артикуляцию Та-Га Да-Га Да-Га и т.д.
- При игре тройного стаккатто используйте артикуляцию Та-Да-Га Да-Да-Га Да-Да-Га и т.д.
- Артикуляция звука в пьесах отражает Ваше понимание характера музыки. Используйте любую атаку и динамику звука, которая будет убедительна.
- Нужно осознать, что мы любим не трубу, а красоту её звучания.
30 октября 2015 г. Преподаватель Михайлов А.С.
(подпись)