Работа педагога-психолога Токтаровой В.П. с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Работа педагога-психолога Токтаровой В.П. с детьми с ограниченными возможностями здоровья в МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова»
Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.
Поэтому для психолога школы определяющим фактором в работе с такими детьми было восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Необходимо было учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком следующее:
-создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог выражать проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;
-уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;
-чутко реагировать на малейшие изменения в поведении;
-владеть различными технологиями реабилитации;
Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.
Следует отметить, что использование искусства как реабилитационного метода является наиболее важным для работы психолога. Поэтому арттерапия в реабилитационной деятельности имело место в моей работе. В основном применяла музыкотерапию и сказкотерапию, что особенно нравилось детям. Для снятия эмоциональной напряженности, для развития волевой сферы применялись образовательные кинезиологические упражнения (или же гимнастика). Основные цели кинезиологических занятий: развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, речи, мышления, устранение дислексии и дисграфии. На таких занятиях наблюдалась всегда положительная эмоция, хорошее настроение, особенно, если работа велась в группах.
Психологом школы проводилась работа по развитию психических процессов. На занятиях использовалиь упражнения и задания на развитие аналитико-синтетической деятельности, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщений, способность выделить существенные признаки предметов, развитие памяти, внимания, воображения.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
- психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
- консультирование родителей о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации.
В перспективе : школьные занятия нужно построить таким образом, чтобы дети могли прочувствовать каждую ситуацию на своем личном опыте и поделиться своими эмоциями и чувствами с другими ребятами;
в ходе занятий использовать интерактивные методы работы, которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать каждую ситуацию на себе;
высказать свои мысли и идеи по разным вопросам.
За 2014 - 2015 учебный год проведено 4 заседания психолого - медико- педагогического консилиума в целях обеспечения в процессе обучения коррекцию развития психических процессов учащихся. Решением школьного ПМПк были рекомендованы четверых учащихся направить на Республиканскую ПМПк, а остальным порекомендованы занятия с психологом, логопедом, учителями-предметниками и консультации у невропатолога.