ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА — ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЛИЧНОСТИ И ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА - ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЛИЧНОСТИ И ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ.
Петрова Татьяна Васильевна
МБОУ СОШ №5, учитель английского языка
Россия, г.Климовск
E-mail: petrova.tatyana76@yandex.ru
Аннотация:
В силу сложившихся в стране социально - экономических и политических условий, российская образовательная система оказалась в сложном положении. В наши дни особое значение приобретает профессиональная компетентность педагога - проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями, мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой и способностью к развитию своего творческого потенциала. Профессиональная гибкость педагога, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях - обо всём этом необходимо помнить современному педагогу.
Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога. Постепенно данная отрасль приобретает самостоятельность и респектабельность. Отсюда назрела острая необходимость в разработке нового научного знания и прикладных аспектов его исполнения для образовательной практики.
Школа всегда предназначалась не только для того, чтобы обучать, но и воспитывать. Поэтому имиджу учителя принадлежит не последняя роль. Формирование имиджа педагога является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств и отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение имиджа учителя для развития подрастающего поколения формирует его ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Практическое овладение учителем основными принципами педагогической этики, развитие его профессиональной культуры и научной организации труда является важным аспектом становления имиджа.
Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование. В результате формирования имиджа у каждого педагога становится индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности.
Annotation:
Due to the cou
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ation each teacher gains only his (her) individual, inherent style of teaching.
Ключевые слова:
профессиональная компетентность педагога; профессиональные знания и умения; профессиональная гибкость; профессионально важные качества; учебно-воспитательное значение имиджа; профессиональное самосовершенствование; the professional competence of the teacher; the professional knowledge and skills; the professional teacher's flexibility; professionally important qualities; the teaching and educational value of the image; the pedagogical ethics, professional development.
«Никто не может научиться у человека,
который не нравится»
Ксенофонт.
Необходимой составляющей профессионализма педагога является профессиональная компетентность. Педагог должен не только увлекать детей, быть интересен, но и сам интересоваться теми, кого он обучает. Поскольку на воспитанника влияет большое количество факторов, педагог может управлять их воздействием на ребенка, защищать и ориентировать.
Каждому педагогу доступно владение педагогическим мастерством при условии целенаправленной работы над собой. Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя. Обладать терпением и верой в позитивный результат - необходимое условие педагогической деятельности, результаты которой почти всегда отсрочены. Быть педагогом - значит всегда быть на высоте: всегда осмысливать собственный опыт; иметь выдержку; используя голос, не использовать крика; безупречно выглядеть, а значит, овладеть искусством прилично одеваться.
Следовательно, профессиональная компетентность педагога - главный инструмент личности учителя и соответственно его имиджа. Имидж - это представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. Имидж учителя - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие:
1. Следует обращаться к созданию имиджа задолго до начала педагогической работы.
2. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.
3. В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.
4. Обязательно необходимы эксперты со стороны.
Профессионально компетентным является труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, общение, реализуется личность преподавателя, и при этом достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. Компетентность педагога определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, и психолого-педагогических качеств. Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой он с помощью различных компонентов целостного образовательного процесса решает задачи обучения и воспитания. При комфортном общении педагог и ученик образовывают общее эмоционально - психическое пространство, в котором возникает творческий процесс приобщения школьника к культуре, разностороннего познания окружающей действительности и себя самого, своих возможностей и способностей, т.е. происходит процесс социализации личности.
Обучение детей - это сущность труда учителя. Забота учителя о своём имидже - это также профессиональное требование. Создание имиджа учителя - длительный и сложный процесс, успешность которого зависит не только от условий и технологий формирования, но и , прежде всего, от собственного представления педагога о самом себе. Работа педагога альтруистична, а значит имидж учителя - это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Говорят, что учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но всё же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств:
1. Качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащегося, сопереживать ему.
2. Качества, которые обеспечивают владение собой.
3. Качества, способствующие активному воздействию на ученика.
Педагог - одна из самых важных в мире профессий. Если вы выбрали эту профессию, то от вас ждут отзывчивости, доброжелательности, терпеливости, уважительности, чувства юмора. И при этом вы должны обладать авторитетом, уравновешенностью и эрудицией. Помните: Ваш имидж должен быть таким, как будто весь мир заинтересован в вашем процветании, крепком здоровье и прекрасном расположении духа!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ПО ПОСТРОЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИМИДЖА.
Заповеди педагогического общения:
1. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока - главное. Не забывайте, что ребёнок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее - вот смысл вашей работы.
2. Учитесь видеть в ребёнке ту " изюминку ", которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что к каждому ребёнку нужен свой подход.
3. Придя к детям, оставьте свои проблемы и амбиции. Потребность равенства присуща всем, а тем более детям.
4. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними.
5. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создаёт благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.
6. Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно, когда всё это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.
ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШИ УЧЕНИКИ ВСПОМИНАЛИ ВАС С ВОСХИЩЕНИЕМ?!
ПРАВИЛО № 1.
БУДЬТЕ ОПРЯТНЫМ! В старину говорили, что опрятность платья - самое главное требование, предъявляемое к одежде. Несвежий, мятый костюм, болтающаяся на одной ниточке пуговица, скомканный носовой платок - это лишь основной список деталей, способный свести на нет ваш имидж не только в глазах представителей изысканного общества, но и простых обывателей. К этому хочется добавить о необходимости уделять особое внимание уходу за своей кожей, волосами, ногтями. Обувь не должна быть грязной и стоптанной, каблуки должны быть в порядке.
ПРАВИЛО № 2.
СООТВЕТСТВУЙТЕ. Ваша одежда должна соответствовать Вашему возрасту и положению, времени суток и времени года. Никогда не давайте ни малейшего повода кому-либо обсуждать Вашу одежду, как вызывающе небрежную, так и чересчур изысканную.
ПРАВИЛО № 3.
СЛЕДИТЕ ЗА РЕЧЬЮ! Учитель ни в коем случае не должен пользоваться сленгом. Отучите себя от привычки читать детям морали. Как говориться: "Выбирайте выражения!"
ПРАВИЛО № 4.
БУДЬТЕ ОБЩИТЕЛЬНЫ И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ! Но не забывайте о необходимой дистанции. Не надо общаться с детьми как с приятелями. Это не прибавит Вам авторитета, а имидж сильно пострадает.
ПРАВИЛО № 5.
САМОСОВЕРШЕНСТВУЙТЕСЬ! Для учителя это важно. Вы должны идти в ногу со временем. Не бойтесь учиться! Чаще вспоминайте пословицу: " Не стыдно не знать, стыдно не учиться." Будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями. Тогда Вы будете интересны своим ученикам.
Список использованных источников.
Журавлёв, Д. Имидж учителя - необходимость или дань моде? // Народное образование № 7, 2003.
Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя. М.: Владос, 2004.
Капустина, З. Имидж современного педагога.// Учитель № 1, 2006.
Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001.
Морева, Н.А. Тренинг педагогического общения: учеб. пособие для вузов. М., 2000.
Попова, Л. Имидж современного педагога. // Учитель № 6,2002.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.
Смирнова, Н.Е. Имидж учителя. //Преподаватель № 1, 2001.
Шелихова, Н.И. Техника педагогического общения. М., 1998.