Урок русского языка в 8 классе на тему: Простое предложение, осложненное обособленными членами предложения


Урок русского языка в 8 классе на тему: Простое предложение, осложненное обособленными членами предложения
Цели:
Образовательная: сформировать знания об осложнённых предложениях, о синтаксических конструкциях, осложняющих предложение; отработать умение различать простые, осложнённые и сложные предложения;
Развивающая: развивать умение  самостоятельно работать, анализировать, делать выводы;
развитие практических умений по применению теоретических знаний и аналитических способностей учащихся.
Воспитательная: воспитание любви к родному слову, способствовать умению открывать для себя красоту окружающего мира с помощью умелого использования слова.
Оборудование: доска, презентация, раздаточный материал.
Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, решение тестовых заданий, индивидуальная работа, взаимопроверка.
Предполагаемый результат: овладение учащимися умениями правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении
Технологии: компьютер, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент,
На прошлом уроке мы пришли к выводу, что простое предложение – это вовсе не так просто. Сегодня мы продолжим разговор, чем простое предложение может быть осложнено , каковы условия обособления , а главное- повторим правила постановки знаков препинания при обособленных членах предложения.
2.Актуализация пройденного материала
3человека работают по карточкам (Приложение №1)
Устная работа с остальными в это время над текстом на экране (Приложение №2) .
В чем особенность 1,3,4 предложений? Как вы понимаете их смысл? 3.Орфографическая диктовка:
Сброшенный рюкзак, решенный вопрос, никем не исследованная местность; работа выполнена, груженый поезд, раненный в руку боец ,груженный лесом поезд ,фильм , просмотренный учениками; созданный человеком прибор, запорошенные снегом.
Какие из записанных словосочетаний при включении в предложение могут стать обособленными членами предложения? Что такое обособление?
Что такое причастный оборот? Когда обособляется определение ,выраженное причастным оборотом?
Составьте с данными СС предложения.
4.Запись предложений, графическое объяснение пунктограмм. Напоминаю порядок действия, но, чтобы не ошибиться, алгоритм действия у вас на партах.( приложение №3)
Страстно преданный барину, он однако же редкий день в чем-нибудь не солгал ему.
Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой.
Тронутые первым морозом, листья с шумом падали на землю.
Орлы, спутники войск, поднялись над горою.
В чем особенность последнего предложения?
Что такое приложение? Когда оно обособляется?
Записанные предложения –это текст? Почему?
Что называется текстом?
4.Следующая группа обособленных членов предложения- это обстоятельства. Когда , при каких условиях обособляются обстоятельства?
Слайд №1. Объяснить знаки препинания.(Приложение №4)
5.Самостоятельная работа(Приложение №5). Сделанной работой обменялись с соседом ,проверили и затем еще раз проверили на экране.
6.Контрольный тест выполняем самостоятельно. Работы подпишите.(Приложение №6)
7.Домашнее задание: Сочинение –миниатюра на тему: »Воспитанный человек –это…»
(2-3 предложения с обособленными определениями, 2-3 предложения с обособленными обстоятельствами).
Приложение №1
Задание.
Расставить знаки препинания, объяснить графически. Вставить пропущенные буквы.
Карточка №1
Анды-самые высокие горы американского континента ра.секающие его с севера на восток. Они пор.жают м.няющ.мися п.йзажами.(З,с)десь увид.ш. покрытые вечными снегами пики гор дымящ.еся вулканы. На запад. св.рка.т бирюзой Тихий океан на восток. во.хищают джунгли и.реза(н,нн)ые паутиной серебря(н,нн)ых рек.
Карточка№2
Этот стра(н,нн)ый_ туман плотно окутал окружающий мир .Гитан(?)ские д.ревья скл.нивш.е над тр.пой свои густые ветви соверше(н,нн)о ра.тв.рились в белесом мареве. Они словно пр.вратились в тени сказоч(?)ных в.ликанов угрожающе простерших над головами путников свои могучие руки.
Карточка №3
Поднявшись вверх скалистым к.когором попал он на чертову лес(?)ницу и пр.од.лев крутой перевап остановился перед Балаклавской бухтой намереваясь прод.лжить свой путь на Севастополь .Бе.порядоч(?)но нагр.можде(н,нн)ые валуны несколько отступали от края пропасти образовывая (не)большую площадку обрывающуюся в бездну .
Приложение №2
1.Гора с горою не сойдет (?)ся а человек с человеком сойдет(?)ся2.С полей с лугов подн.мались туманы и та.ли в небесной лазури но в лесу туманы застряли надолго.3.Лодырь хочет прожить (не)трудом а языком. 4.Буквы кривые да смысл прямой.5.Все солдаты уже погрузились в вагоны а меня так и оставили на земле.6.Следят они сынок всю ночь выслеживали.7.За годы учения в университете Фонвизин овладел и латинским и немецким и французским языками настолько что переводы его не раз по.влялись в печати.
Приложение №3
Алгоритм
определения обособленных второстепенных членов предложения
1.Относится ли к личному местоимению?
Да-----------------------------обособляй
Нет---------------------------Стоит ли после определяемого слова?
Да------------------------------Обособляй
Нет---------------------------------Имеет ли добавочное обстоятельственное значение?
Да----------------------------------------Обособляй
Нет-----------------------------------не обособляется
Приложение №4
1.Распластав белые крылья над тундрой пролетает сова.
2.Увалы холмы долины уходили вдаль меняя цвета и оттенки.
3.Где-то глубоко под землей сочилась пробиваясь к озеру вода.
4.Петя задыхаясь бежал из гимназии домой.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
И не обращая больше внимания на молочных братьев он погрузился в разглядывание последнего кусочка котлеты. Осмотрев его со всех сторон и даже понюхав на прощание служащий отправил его в рот и медленно подошел к другому служащему стоявшему у дверей своего отеля. Отогнув назад плечи и осторожно ставя ноги на тротуар он вплотную подходил к домам стуча перед собою палочкой натыкался на прохожих и глядя сквозь них шествовал дальше.
Приложение№6
Найди ошибки в предложениях с обособленными членами предложения и исправь их. Отметь эти предложения.
1.Наездники, рассеясь, тотчас ускакали, и степь опустела.
2.В это время из-за высоты находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре вся степь усеялась множеством людей вооруженных копьями.
3.Маша, бледная и трепещущая подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю.
4.Они подходили один за другим, целуя распятие ,и, потом кланяясь самозванцу.
5.Воспитанные на чистом воздухе, в тени садовых яблонь они знание жизни и света черпают из книжек.
6.Отроду не выезжал он на охоту без Дубровского опытного и тонкого ценителя псовых достоинств.