Технологическая карта урока русского языка. Тема: Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. 4 класс


Технологическая карта урока
Предмет: русский язык, УМК «Школа России» В.П.Канакина, 4 класс
Учитель: Антонова Оксана Васильевна
Тема: Закрепление знаний по теме: Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Тип урока: урок-практикумЦель урока: закрепить навык употребления знаков препинания при однородных членах предложения.
Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
Личностные результаты:
формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.
Метапредметные УУД:
Познавательные: уметь находить в тексте однородные члены предложения и правильно расставлять знаки препинания
Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.
Коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Предметные УУД:
- различать предложения с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);
- оформлять на письме предложения с однородными членами (без союзов и с союзами и, а, но).
Ресурсы для учителя:
-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 1, М., «Просвещение», 2014г.-с.32-33, компьютер, проектор, экран, презентация.Ресурсы для учащихся:
-В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник «Русский язык», часть 1, М., «Просвещение», 2014г.-с.32-33, учебные принадлежности, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки, таблицы самооценки.
Этап урока Содержание учебного процесса Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Цель:
Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
1 мин - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения.
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
- Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу.
На слайде эпиграф:
« «С малой удачи начинается успех!»
- Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)
Я надеюсь  на вашу активную, успешную работу на уроке.
Сегодня на уроке работаем с листами самооценки.
(лист самооценки: рассказать как с ним работать)
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. Настраиваются на работу. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
2.Актуализация знаний
Цель:
Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.
5 мин минутка чистописания
- Сейчас я прошу вас открыть тетради, записать число, классная работа.
- Посмотрите внимательно на доску, прочитайте слова, а теперь запишите в тетрадь, разделяя их в два столбика: яблоня, а, рябина, но, груша, и )1. Какие столбики у нас получились?
2. Какие слова мы прописали? (в 1 столбике – им. Сущ. и во 2 столбике - союзы)
Яблоня а
Рябина но
Груша и
- Прежде, чем выполнить следующее моё задание, ответьте мне на два вопроса:
-Какие члены предложения -называются однородными? -Какие члены предложения могут быть однородными?
- Сейчас предлагаю всем, кто сидит на 1 варианте составить предложение, используя слова первого столбика, с однородными подлежащими
(…..запишет это предложение на доске)
2 варианту, используя слова из первого столбика с однородными подлежащими, добавляя один из союзов второго столбика.
(…..запишет это предложение на доске)
- Яблоня, рябина, груша растут в саду.
- Яблоня, рябина и груша растут в саду.
- заполнить лист самооценки Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения признаков шипящих звуков, проводит параллель с ранее изученного материала.
Организует практическую работу по нахождению слов с мягким знаком. Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке, включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса, подводит уч. к выводу о новой роли мягкого знака в русском языке. Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове речь. Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные:
Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)
Коммуникативные:
Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.
Постановка учебной задачи
Цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила постановки запятой между однородными членами предложения.
3 мин Прочитайте еще раз предложения.
- Чем они похожи?
- Чем они отличаются? (появился союз и)
-
- Выделите однородные члены предложения.
- Какие знаки препинания вы поставили в предложении?
- Начертите схему предложения.
- Кто уже может сформулировать тему и цель урока. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока. Познавательные:
Умение проводить сравнения по заданным критериям.
Коммуникативные:
Уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать тему и цель урока.
Решение проблемной ситуацииЦель:
Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма постановки запятой между однородными членами предложения.
8 мин Работа в группах
-А сейчас поработаем в группах.
Вспомним правила работы в группе: 1. Слушать друг друга и слышать. 2. Уважать мнение товарища. 3. Уметь договариваться.
Задание: У каждой группы 2 знакомые вам пословицы и 2 схемы предложений. Нужно к каждой пословице подобрать нужную схему.
(Учащиеся вывешивают листы на доску, аргументируют свой ответ)
- Проверим вашу работу.
- Что заметили?
- Вспомните правило. В каких случаях запятая ставиться, а в каких нет.
- Сравним с правилом в учебнике. стр.33
- А сейчас мы попробуем составить алгоритм правильной постановки запятой между однородными членами предложения.
Алгоритм:

заполнить лист самооценки Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.
Выполняют работу в группах, доказывают свой ответ, пытаются сформулировать правило, сравнивают его с правилом в учебнике, проговаривают друг другу. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах.
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое
Регулятивные:
Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.
Коммуникативные:
Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
40 сек «На зарядку»
Дети выполняют движения по тексту.
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Первичное закрепление
Цель: Закрепить знания, полученные на уроке.
5 мин
20 сек - Выполним упражнение 45 на с.33 с устным объяснением:
- прочитайте задание
- что нужно сделать?
(работа по учебнику)
заполнить лист самооценки
Зарядка для глаз (сидя за партой) Создавать условия для применения полученных знаний на практике при решении типичных задач
- Пользуясь алгоритмом, объясни, как расставить знаки препинания в предложениях.
- Оценить свою работу на этом этапе урока. Выполняют задания с помощью алгоритма, проговаривая во внешней речи. Регулятивные
Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий.
Познавательные:
Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор.
Личностные:
Применять правила делового сотрудничества.
Коммуникативные:
Проявлять активность во взаимодействии.
Самостоятельная работа
Цель: Проверить навык усвоения новых знаний.
4 мин Сейчас будете работать самостоятельно по карточкам. Выберете уровень сложности.
3 уровень: зелёная карточка - «5»
2 уровень: жёлтая карточка - «4»
1 уровень: красная карточка - «3»
заполнить лист самооценки Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся. Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания. Регулятивные:
Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Развивать операции мышления.
Коммуникативные:
Осуществлять самоконтроль.
Домашнее задание.
30 сек С.33 Упр.46 по заданию Организация деятельности по применению знаний. Регулятивные:
умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы.
Итог урока, рефлексия деятельности
Цель: оценить результаты учебной деятельности.
3 мин
Сегодняшний урок помог вам закрепить знания о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения? Было ли вам трудно?
-Какой вид работы вам особенно удался?
– Что вам помогало справиться?
(сигнальные круги)
– Кто доволен сегодня своей работой?
- Кому бы вы поставили оценку за работу на уроке?
- Почему?
-Подведите итог урока в листах самооценки.
- Я вас благодарю за урок, ребята, мне было очень легко и приятно работать с вами.
Создать ситуацию для анализа своей работы на уроке Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала Личностные: Способность к самооценке.
Регулятивные:
Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.
Коммуникативные:
Проявлять активность в деятельности.