Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 классы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Берёзовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
директор школы
Н. В. Поспелова
приказ № от___
Рабочая программа
По биологии 5- 9 класс
Составитель Бубякина С.В.
учитель первой квалификационной категории
Берёзовец
2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «БИОЛОГИЯ» (ФГОС)
5–9 КЛАССЫ
УМК серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника.
Аннотация к рабочей программе «Биология» 5-9 класс
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта,
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы
основного общего образования по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника (Биология.
Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни».5-9классы. - М.:
Просвещение, 2011), полностью отражающей содержание Примерной программы с
дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Курс биологии подразделяется на три части:
5–7-й классы; 2) 8-й класс; 3) 9-й класс.
Первая часть курса знакомит школьников с представителями живой природы. Вторая часть - с основами анатомии, физиологии и гигиены человека. Третья часть курса обобщает на новом уровне сведения по общей биологии.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального компонента учебного плана СОШ №29 общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю). Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по биологии 5 класса включает 3 мониторинговые контрольные работы: входную, полугодовую и годовую, 8 лабораторных работ, 1 практическую работу, 2 экскурсии.
Реализация программы обеспечена УМК серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника:
В. В.Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5
6 классы (учебник)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии построена на основе:
фундаментального ядра содержания общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования;
примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной
(обязательной) части учебного курса;
программы развития и формирования универсальных учебных действий;
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами
начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной
деятельности обучающихся.
Общая характеристика курса биологии
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука.
Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у
учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она
раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества,
способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени
основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об
отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как
биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения,
развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе
изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами
научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом
культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить
содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической
культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной
жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях
(клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности
и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и
ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение
понятийным аппаратом биологии;
-приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых
организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;
описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических
экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и
инструментов;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения
биоразнообразия и природных местообитаний;
- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и
др.);
-создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению
биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего
полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной
деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического,
культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу
которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,
структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную
деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои
мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать
информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Учебное содержание курса биологии в серии учебно-методических комплектов «Линия жизни» сконструировано следующим образом:
1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5 и 6 классы).
2. Многообразие живой природы (7 класс).
3. Человек и его здоровье (8 класс).
4. Основы общей биологии (9 класс).
Содержание учебников для 5 и 6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых
организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека,
знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в
природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у
обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены
человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 57 классах.
Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием
биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 278, из них 35 ч (1ч в неделю) в 5 и 6 классах, по 70 ч (2ч в неделю) в 7, 8 классах и 68 ч в 9 классе. В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое
звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для
последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты освоения курса биологии
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих
личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуа
циях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её
развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека для создания естественно - научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и
неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого
изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними.
Основное содержание программы
Раздел 1. Живые организмы (5, 6, 7 классы)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и
ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у
животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы.
Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и
жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика
заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции.
Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов
животных.
Лабораторные и практические работы:
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение строения плесневых грибов.
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения позвоночного животного.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение строения водорослей.
Изучение строения мхов (на местных видах).
Изучение строения папоротника (хвоща).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Изучение одноклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение
за его передвижением и реакциями на раздражения.
Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучение строения птиц.
Изучение строения куриного яйца.
Изучение строения млекопитающих.
Экскурсии:
1. Разнообразие и роль членистоногих в природе.
2. Разнообразие птиц и млекопитающих.
3. Осенние явления в жизни растений и животных
4. Весенние явления в жизни растений и животных
Раздел 2. Человек и его здоровье (8 класс)
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания.
Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и
их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом,
спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание.
Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование.
Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие
организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные работы:
Строение клеток и тканей.
Морфологические особенности человеческого тела.
Распознавание на таблицах органов опорно-двигательной системы человека.
Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Измерение температуры тела.
Измерение кровяного давления.
Подсчёт пульса в разных условиях.
Распознавание на таблицах органов дыхательной системы человека.
Определение частоты дыхания.
Действие ферментов слюны на крахмал.
Распознавание на таблицах органов пищеварительной системы человека.
Определение норм рационального питания.
Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды.
Раздел 3. Общие биологические закономерности (9 класс)
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
Обмен веществ и превращение энергии признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость свойства организмов. Наследственная и
ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде
обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии.
Биосфера глобальная экосистема. В. И. Вернадский основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы:
Изучение клеток растений, животных, грибов, бактерий на готовых микропрепаратах
Выявление изменчивости у растений
Составление родословных
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Описание экологической ниши организма
Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в экосистеме
Составление схем цепей питания аквариума и естественного водоема
Экскурсия:
Сезонные изменения в живой природе
Основное содержание
5 класс
1. Введение. Биология как наука – 6 часов.
Биология – наука о живой природе. Методы изучения биологии. Правила
работы в кабинете биологии. Разнообразие живой природы. Среды обитания
организмов. Осенние явления в жизни растений и животных.
Задачи раздела:
Сформировать у учащихся представления о предмете «Биология», о
11
значении биологии для человека;
Познакомить учащихся с основными отличиями живого от неживого;
Раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека;
Сформировать представление о царствах живой природы.
2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов – 9 часов.
Устройство увеличительных приборов. Химический состав клетки.
Неорганические вещества. Органические вещества. Строение клетки (оболочка,
цитоплазма, ядро, вакуоли). Особенности строения клеток. Пластиды.
Процессы жизнедеятельности в клетке. Деление и рост клеток. Единство
живого. Сравнение строения клеток различных организмов.
Задачи раздела:
Сформировать у учащихся понятия о строении, химическом составе и
жизненно-важных процессах, протекающих в клетках;
Научить учащихся работать с увеличительными приборами, готовить
микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и
схематически изображать строение клетки.
3. Многообразие организмов – 18 часов.
Классификация организмов. Строение и многообразие бактерий. Роль бактерий
в природе и жизни человека. Строение грибов. Грибы съедобные и
несъедобные. Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и в жизни
человека. Характеристика царства Растения. Водоросли. Лишайники. Высшие
споровые растения. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.
Общая характеристика царства Животные. Подцарство Одноклеточные.
Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Холоднокровные
позвоночные животные. Теплокровные позвоночные животные. Многообразие
живой природы. Охрана природы.
Задачи раздела:
Сформировать у учащихся знания о разнообразии организмов;
Познакомить учащихся с особенностями строения бактерий, грибов,
растений и животных;
Показать роль бактерий, грибов, растений и животных в природе и жизни
человека.
Основное содержание6 класс
4. Жизнедеятельность организмов – 15 часов
Обмен веществ – главный признак жизни. Почвенное питание растений.
Удобрения. Фотосинтез. Значение фотосинтеза. Питание бактерий и грибов.
Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. Плотоядные и всеядные
животные. Хищные растения. Газообмен между организмом и окружающей
средой. Дыхание растений. Передвижение веществ в организмах.
Передвижение веществ у растений. Передвижение веществ у животных.
Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности.
Выделение у растений. Выделение у животных.
Задачи раздела:
Сформировать представления об обмене веществ как важнейшем условии
жизни, о способах питания организмов (автотрофном и гетеротрофном), о
транспорте веществ и усложнении транспортной системы животных в
процессе эволюции в связи с повышением их уровня организации;
Раскрыть роль дыхания в обеспечении организма энергией, необходимой
для его жизнедеятельности;
Научить учащихся ставить простейшие опыты и проводить наблюдения
за живыми организмами.
5. Размножение, рост и развитие организмов – 5 часов.
Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Половое
размножение. Рост и развитие - свойства живых организмов. Индивидуальное
развитие. Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье
человека.
Задачи раздела:
Сформировать знания о размножении как важнейшем свойстве всех
живых организмов; о разных способах размножения – бесполом и
половом; о росте и развитии организмов;
Раскрыть практическую ценность знаний о размножении, росте и
развитии организмов.
6. Регуляция жизнедеятельности организмов – 7 часов.
Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и
реагировать на них. Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов.
Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных организмов.
Поведение организмов. Движение организмов. Организм – единое целое.
Задачи раздела:
Сформировать у учащихся знания о согласованности всех процессов
жизнедеятельности в любом живом организме; о гуморальном и нервном
механизмах регуляции деятельности организмов, роли этих механизмов в
установлении связи организма со средой;
Развить понятие о поведении организмов, различных его формах, о
движении организмов как форме их поведения, ответной реакции на
воздействие среды;
Обобщить знания об организме как целостной биологической системе.
Учебно-тематический план
Тема Количество часов
5 класс
ВВЕДЕНИЕ. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА 6 часов
КЛЕТКА – ОСНОВА СТРОЕНИЯ И
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМОВ 9 часов
МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ 18 часов
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 1 час
Итого: 34 часа
6 класс
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ 15 часов
РАЗМНОЖЕНИЕ, РОСТ И РАЗВИТИЕ
ОРГАНИЗМОВ 5 часов
РЕГУЛЯЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗМОВ 7 часов
РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ 6 часа
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 1 час
Итого: 34 часа
Всего 5-6 класс: 68 часов
Технические средства обучения (средства ИКТ):
1.Персональный компьютер - рабочее место учителя .
2.Устройства вывода звуковой информации (колонки).
3. Устройства для ручного ввода текстовой информации (клавиатура и мышь).
4. Принтер вывода информации.
5.Диск по биологии 5-6 класс
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по курсу биологии
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для реализации целей и задач обучения биологии используются:
УМК (учебно - методических комплект) серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника с 5 по 9 класс:
- В. В.Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5
6 классы (учебник)
- В. В.Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 7
класс (учебник)
- В. В.Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 8
класс (учебник)
- В. В.Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 9
класс (учебник)
Планируемые результаты изучения курса биологии
Живые организмы
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить
наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и
объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из
одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма
человека, их практическую значимость;
применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить
наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности по изучению
организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими
животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека;
выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем
органов и их функциями;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об
организме человека, получаемую из разных источников; последствия влияния факторов
риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной
организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного
организма;
выделять эстетические достоинства человеческого тела;
реализовывать установки здорового образа жизни;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
применять методы биологической науки для изучения общих биологических
закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах,
экосистемы своей местности;
владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению
общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить
доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличи
тельные признаки живых организмов; существенные признаки биологических
систем и биологических процессов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и
биосфере;
аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных
экологических проблем.
Предметными результатами выпускников основной школы являются:
в ценностно-ориентационной сфере - формирование представлений о
естествознании как одном из важнейших способов познания человеком
окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта
человечества;
в познавательной сфере - расширение и систематизация знаний о
многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;
об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение
базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических курсов естественных наук; формирование элементарных
исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для
решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного со-
блюдения норм и правил безопасного поведения в природной и
социоприродной среде, при оказании простейших видов первой
медицинской помощи;
в трудовой сфере - формирование навыков ухода за комнатными растениями
и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за
домашними питомцами;
в эстетической сфере - приводить примеры, дополняющие научные данные
образами, взятыми из произведений литературы и искусства;
в сфере физической культуры - расширение представлений о здоровом
образе жизни, овладение простейшими приемами контроля своего
физического состояния.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15