Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС


Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе в рамках реализации ФГОС
В последнее время система образования претерпела некоторые изменения. Работа школ строится по-новому, так как был введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). В связи с этим о преподавании иностранного языка в начальной школе следует говорить по-иному, на первое место выдвигается формирование у учеников УУД – универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия представляют собой метапредметные действия, а именно сочетание личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.
Личностные УУД предполагают умение учеников давать оценку людям, персонажам сказок или учебников. Они направлены на развитие нравственно-этических ценностей. В УМК нового поколения обсуждаются такие темы, как: любовь к ближнему, к себе, к своей семье, уважение к старшему поколению, к окружающему миру и т.д. Если говорить о познавательных учебных действиях, то они предполагают умения использовать все полученные на уроках знания, решать практические и учебные задачи. Когда речь идет о коммуникативных учебных универсальных действиях, то они выступают как ведущие на уроках английского языка, так как цель изучения иностранного языка в средней школе – это формирование коммуникативной компетенции учащихся, то есть умение учащихся решать речевые задачи, оформлять свои мысли, вступать в диалог с учителем и с одноклассниками. Наконец, когда мы говорим о регулятивных УУД, мы подразумеваем умение пользоваться всеми учебными действиями. Школьники должны научиться планировать свои действия по решению той или иной учебной и ситуативной задачи, а также контролировать и оценивать ее. Учитель должен стать наставником в планировании такой деятельности, под его руководством ученики вносят изменения с вои действия.
В рамках внедрения ФГОС в образовательный процесс появляется такое понятие – как учебная ситуация. Она представляет собой такую ситуацию, когда учитель, учитывая возраст ребенка, уровень сформированности его знаний и умений и специфику учебного предмета ставит перед ребенком задачу, которую ему необходимо решить. Использование игровых технологий помогает сделать этот процесс более увлекательным и интересным. Создание естественной и положительной мотивации для изучения английского языка – это одна из приоритетных задач, которая стоит перед начальной школой. Именно поэтому рекомендуется использовать игру. Как средство решения ситуативных и учебных коммуникативных задач, она призвана вовлечь обучающихся в интересный процесс изучения английского языка, развивая при этом как произвольное внимание, когда один вид работы заменяется другим, так и непроизвольное внимание.
В начальной школе обучение детей устному общению на иностранном языке способствуют игры. Их можно разделить на языковые (фонетические, лексические, грамматические, орфографические, алфавитные) и коммуникативные (аудитивные, диалогические, монологические). Коммуникативная игра включает в себя языковую, коммуникативную и деятельностную задачи. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю сформировать речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого взаимодействия. В качестве примера можно привести задание для детей 2 класса, где тренируется употребление образца “Daisy likes dancing”. Учитель предлагает такую речевую задачу: « Для того чтобы поучаствовать в параде, посвященном дню благодарения, каждый сказочный герой должен что-то уметь делать. Для того чтобы им помочь, то есть чтобы их пригласили для участия в параде (игровой мотив), нужно сказать, что они любят делать (цель речевого действия). После того, как учитель дает образец речевого клише, ученики рассказывают о своем сказочном герое:
Учитель: Chuckles likes dancing.
У1: Larry likes telling tales.
У2: Lulu likes painting. и т.д.
Особый интерес у детей вызывают ролевые игры, так как представляют собой имитационный игровой метод активного обучения, в ходе которых создаются проблемы (задачи), а затем распределяются роли между учениками для их решения. Например, игра «Телепередача», где участники рассказывают, как и где они провели свои летние каникулы.
На первом этапе обучения, в основном, используются предметные (лингвистические) игры, которые развивают творческие мыслительные процессы, речевую реакцию учащихся, а также создают естественную речевую ситуацию для употребления того или иного речевого образца. Чтобы сформировать лингвистическую сторону коммуникативной компетенции, целесообразно использовать на уроках игры-соревнования, драматизации, игры-путешествия.
На уроках я часто использую коммуникативные ситуации не только при обучении говорению, но и при совершенствовании умений в других видах речевой деятельности. Например, при обучении аудированию я использую такие ситуации:
- «немое письмо» - ученикам предлагается прослушать текст, а затем нарисовать то, что они услышали.
- послушайте рассказ о доме Лулу и назовите номер картинки, на котором он изображен.
Если речь идет об обучении письму, то можно предложить следующие ситуации:
- Нам пришло письмо из Великобритании. Но пока почтальон доставил его нам, оно намокло. Нам нужно его восстановить и написать ответ.
- Чаклз прислал Лулу телеграмму. Но он не может ее прочитать, так как на почте кто-то перепутал слова. Необходимо расставить слова в нужном порядке.
- «Диктант – картинка». Учащимся предлагается изобразить графически то, что описывает учитель.
При обучении чтению можно использовать различные игры. Например, детей можно поделить на группы по 4 человека. Каждый ученик выполняет свое задание. Например, первый ученик читает текст и рассказывает содержание текста второму. Второй ученик слушает текст и подбирает к нему иллюстрацию. Третий ученик придумывает ключевые слова. Четвертый ученик рассказывает этот текст, опираясь на тот материал, который у него уже есть.
Так как основная цель изучения английского языка в школе – формирование коммуникативной компетенции, школьники должны научиться решать коммуникативные задачи, использовать полученные знания для выражения своих мыслей и чувств, грамотно их оформлять. Этому процессу способствует благоприятный климат на уроке, который каждый учитель должен уметь создавать. Использование игры на уроке помогает не только мотивировать каждого ученика к изучению английского языка, но и смоделировать речевую ситуацию, то есть заставляет учащихся применять знания и умения, полученные им на уроках для решения конкретных задач, учатся не только участвовать в коллективном обсуждении, но и развивают умение слушать и слышать других.
Литература:
Основные источники
Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24с. – (Стандарты второго поколения).
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
Жилкина Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка/ИЯШ №1,2010 с.34-38.
Нормативные документы
Закон РФ об образовании
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
Интернет ресурсы:
http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ.