Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.


Проектная деятельность в начальной школе в рамках
реализации ФГОС НОО.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться. Программа «Перспектива» даёт возможность организовать проектную деятельность на всех предметах. Начиная с 1-ого класса во время изучения раздела «Моя семья» в рамках предмета «Окружающий мир» учащиеся работали над проектом «Моя родословная».
Эта работа повысила интерес ребёнка к семье, её традициям, способствовала воспитанию уважительного отношения к членам семьи.
Первый опыт работы ребятам понравился, и мы вновь попробовали свои силы в новом проекте «Игрушка в руках умельцев», который увлек детей в мир народной игрушки. Ребята познакомились с видами народных игрушек разных регионов. Научились делать игрушки своими руками. Этот проект был реализован в рамках предмета «Технология».
Параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению грамоте, мы начали создавать «свою» азбуку, «оживляя» букву, находя слова на эту букву, загадки, придумывая предложения. Большую помощь оказывали и родители. В результате этой работы получается у каждого своя азбука.
Завершающим проектом в первом классе был проект «Наши питомцы», продуктами которого стали: книжки-малышки с загадками, сказками собственного сочинения о животных; поделки животных из бумаги, пластилина; рисунки с изображением домашних питомцев; презентации и доклады.
Во втором классе разработаны групповые проекты: «Мы - друзья» (по семейкам), «Ёлочка», тематический проект «Книга – лучший друг», «Проба пера», «С витаминами дружу, я здоровьем дорожу», индивидуальные проекты: «Моё портфолио», проект по математике «Календари», «Вальс – король танцев», «Как встречают Новый год в разных странах», «Необычные свойства воды».
Со своими проектами ребята выступали перед родителями, одноклассниками и учащимися начальной школы. Их выступления вызвали большой интерес и получили высокую оценку.
В третьем классе на уроке «Технология» мои ученики создали коллективный проект «Уголок России», с презентацией которой выступили перед учащимися начальной школы.
В рамках изучения предмета «Изобразительное искусство» по теме «Гербы городов России» был выполнен мини-проект «Герб моей семьи». Работы в виде рисунков и аппликаций приняли участие в гимназическом конкурсе.
По завершении работы над каждым разделом на уроках литературного чтения мы создаем выставки рисунков, рисованные диафильмы. В ходе работы над проектом «Мы идём в музей книги» дети узнавали много нового о древних книгах, о том, как создавались первые книги, об их издателе, совершая путешествие на «машине времени», начиная с XII в. и заканчивая XXI в. Обучающиеся создавали буклеты по правилам пользования книгой.
Работая над проектом «Календари» на уроке математике, учащиеся изучили историю календарей, рассмотрели разнообразие календарей, проанализировали несколько видов календарей прошлого, определили более известные календарные системы, а также классифицировали по направлениям календари прошлого и современности с 80-х гг. по сегодняшний день. В результате создали собственные календари на 2015 год для начальной школы по разной тематике.
В работе над проектом «Красота и симметрия в жизни» учащиеся учились ориентироваться в информации по данной теме, искали ответы на вопрос «Есть ли будущее без симметрии?» Рассмотрели применение симметрии в жизни человека. Рисовали геральдические узоры, резали симметричные орнаменты, украсили класс, научились находить ось симметрии у различных фигур, выяснили, какие предметы окружающего нас мира имеют ось симметрии. Дети собирали семейные фотографии, сравнивали, находили симметрии, делали выводы. Ходили на экскурсию, смотрели памятные места, знакомились с архитектурой г. Нижнего Новгорода, а так же искали ответы на вопрос, что такое симметрия в природе? По итогам проекта создали классную книгу «Симметрия вокруг нас». И ответили на интересующийся вопрос «Есть ли будущее без симметрии?».
Индивидуальные проекты: «Удивительные животные России», «Образ моря в музыке и изобразительном искусстве». «Двигатель внутреннего сгорания», «Мыльные истории», «История шоколада», «Игры наших бабушек, «Народные мотивы в творчестве композиторов», «Праздник твоего имени», «Сида камня» достойно представлялись на гимназическом и районном НОУ.
Разнообразны творческие продукты проектов:
1.Материальные продукты:
-макет дома, улицы,
- изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени,
- плакат «Алгоритм умножения на многозначное число»
2.Интеллектуальные, творческие :-стихи о жи-ши,
- песня о мягком знаке,
-стихотворение-синквейн о математике,
3. Информационные:
-паспорт предложения,
- опорный конспект «Множества»,
компьютерная презентация « История моего имени», «Наша дружная семейка».
Проектная деятельность сегодня стала эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем как часть системы социального становления личности.
Проект «Ёлочка» и акция «В защиту ёлочек» являются эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.
Проект предполагает: проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса экологической культуры и понимания ценности природы, создание учащимися листовок, поделок, создание мультимедийной презентации, оформление поделок «В защиту ёлочек».
В рамках внеурочной деятельности проведён социальный проект «Маленький друг». Шефская работа – важная составляющая воспитательного процесса. Она направлена на духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания. Шефство над младшим другом в детском саду позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду в детском коллективе.
В преддверии празднования 70-летия Дня Победы обсуждён план подготовки и празднования этой даты в рамках класса. Чтобы не просто поздравить всех, кто был свидетелем войны, а оказать посильную помощь, решено было разработать проект «Подарок ветерану». Учащиеся искали материал по теме, подбирали к полученному тексту иллюстрированный материал, познакомились с песнями военных лет, проводили интервью с тружеником тыла, пригласили в класс с рассказом о войне ветеранов, подготовили к 9 мая праздничные листовки и открытки и расклеили их на улицах города. Тема проекта помогла наполнить сложное для ребёнка понятие «война» конкретными фактами, событиями из жизни близких для него людей.
Реализация проекта позволяет придать социальную значимость понятиям: национальная гордость, патриотизм, историческая память, гражданский долг.




На родительском собрании прозвучало предложение разработать и реализовать проект «Я раскрываю свой талант» – помочь учащимся найти ту область, в которой они наиболее успешны. Дети делятся на группы по интересам: «Мудрые совята», «Умелые ручки», «Надежды спорта», «Юные музыканты». Каждая творческая группа имеет руководителей из числа родителей. Результатами деятельности учащихся являются рисунки, поделки, фотографии, видеозаписи, грамоты и медали.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности обучающегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
Я совершенно согласна со словами выдающегося немецкого философа и драматурга Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Н. Д. Реброва-учитель начальных классов, МБОУ гимназия имени А. С. Пушкина Советского района города Нижнего Новгорода