ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Беляцкая Надежда Владимировна
учитель начальных классов
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №5
имени О.И.Семёнова-Тян-Шанского
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший
· учит ее находить»
А. Дистервег
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), реализация которого закреплена и новым Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключении. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Анализ требований, которые предъявляются ФГОС к обучающимся, свидетельствует о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся. Это можно осуществить, организуя проектно-исследовательскую деятельность, которая является частью как урочной, так и внеурочной деятельности.
Благодаря имеющемуся оборудованию в школе, при выполнении учащимися исследований провожу уроки, занятия кружков в нетрадиционной форме: уроки-исследования, уроки-лаборатории, уроки творческого отчета, уроки изобретательства, уроки-рассказы об ученых, уроки-защиты исследовательского проекта и т.д..
Участвуя в школьных предметных неделях, интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах, в том числе дистанционных, учащиеся класса выполняют учебные исследования в рамках данных мероприятий. Это учебно-исследовательские работы, проекты всероссийского, международного уровней. Учащиеся награждены дипломами разных степеней.
На уроках окружающего мира, технологии, на занятиях кружков «Я – исследователь», «Учимся любить книгу», «Очумелые ручки» предлагаю ученикам задания, которые можно быстро решить в классе, дома, задания, которые требуют целого урока, или домашние задания на определенный срок.
В третьем классе у нас родился проект «Город мечты». Началось все с поздравительной открытки ко Дню города. Делая открытку, мы с ребятами решили, что у нас достаточно информации, чтобы оформить книгу о городе Мончегорске. Ребята распределились на группы, чтобы подобрать фотографии, стихи, песни о нашем городе, составили с родителями кроссворды, информацию об интересных известных людях нашего города, о памятниках, озерах, парках. Дети подобрали интересные факты о городе, исследовали историю города, происхождение герба, флага. В библиотеке нашли информацию о вкладе в развитие города ученого Н.С. Грейвер - начальника группы «Никель».
Спустя два месяца мы опять вернулись к нашему маленькому исследованию-проекту, где решили построить «Город мечты» из бросового материала: пустых коробок из-под чая и др., обклеив их цветной бумагой, обозначив окна огоньками из цветной бумаги. Домов получилось много – по количеству учеников класса. Необходимо было расставить дома, но возникла проблема: «Как расположены дома в городе? Беспорядочно?» «Будем пробовать», - решили мы. Увидев наглядно, поняли, что необходимо соблюдать порядок расположения домов на улицах, и параллельно выясняя, какие улицы есть в городе Мончегорске, их историю. Затем ребята вспомнили, что в любом городе есть магазины, больницы, гаражи, музеи и это называется длинным словом – инфраструктура. На каникулах мы побывали в Музее камня, а посещение Краеведческого музея запланировали в 4 классе. Так у нас появился план на будущее.
Провели урок изобразительного искусства на тему «Мончегорск в наших рисунках». Ребята проектировали, фантазировали, какие фонари в городе могли бы освещать улицы города. Ими было предложено несколько вариантов фонтанов. Дети подбирали фото из сети интернет, оказалось, что очень много красивых фонтанов в Ярославле, Санкт-Петербурге. Многие ученики с восторгом вспоминали, те дни, когда любовались этим прекрасным зрелищем воочию. В проекте оставили самый крепкий фонтан, соорудили скамеечки. Заметили, что не хватало природы - зелени, мы решили посадить деревья. Их выполнили на уроках труда из бисера. И вот уже в нашем городе появились животные из пластилина и люди (в технике «квиллинг»). Эту часть работы выполнили на занятиях кружка «Очумелые ручки».
В Мончегорске есть очень красивые озера, у озер есть названия. Нам захотелось выяснить, какие озера окружают наш город, откуда произошли названия и, конечно, в «Городе мечты» тоже должны быть озера.
Вот таким нехитрым способом ребята исследовали разные направления взрослой жизни, узнали новое, углубили познания. Давно известные факты у детей вызывали интерес, потому, что проводилась параллель между реальным и вымышленным, создавались условия для творческого мышления, приветствовалась и использовалась любая инициатива, а это для детского саморазвития и самоутверждения самое главное. Ведь дети проживают все впервые.
В условиях дополнительного образования выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.
В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей и о реализации стандарта, значение терминов «проектная и исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. На данный момент мы говорим о проектной и исследовательской деятельности как об образовательной деятельности.
Однако исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.
Список использованной литературы
Бабаева Т.И. У школьного порога.- М.:Просвещение, 1993
Гин А.А. Приёмы педагогической техники. – 5-е изд.- М.: Вита-Пресс, 2003.
Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М., 2000.
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.: АРКТИ, 2008.
Пичугин С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики // Начальная школа.- 2008.- № 6
Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в первом классе // Начальная школа.- 2008.- № 5.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М., 1994.
Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников.- Волгоград: Учитель, 2009.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., исправл. и дополн.- Самара: Издательство «Учебная литература», 2006.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.- М., 2004.