Поурочное планирование на тему Предложение. Простое и сложное предложение
Урок русского языка в 7 классе с казахским языком обученияна тему:
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Преподаватель: Гизетдинова Г.М.
Категория: 1 квалификационная категория
Учебное заведение: ГУ « Озерная средняя школа. Костанайского района Костанайской области Республика Казахстан
Базовый учебник:
Русская речь: Учебник для 7кл.общеобразоват.шк с казахским языком обучения./Кунакова К.У., Искакова З.Ж., Кыдырбаева Р.А.– Алматы: «Атамура», 2007
Цели урока:
образовательные:
познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;
учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)
развивающие:
развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
развивать навык чёткого и красивого письма;
развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
закрепить навык определения простых и сложных предложений;
закрепить навык постановки запятой в сложном предложении;
формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;
развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление
воспитательные:
расширять коммуникативные способности детей;
закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;
воспитывать интерес к русскому языку ;воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок развивающего обучения
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, карточки с упражнениями, аудио.
Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, технология критического мышления, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.
Этапы урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Формулирование темы и цели урока.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Проверочная работа.+
Домашнее задание.
Подведение итогов. Рефлексия.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Мы очень рады гостям. Вы, ребята, не волнуйтесь, сегодня нас ждет интересный и урок. Желаю вам удачи и хороших оценок! Ребята поднимем свое настроение, пожелаем друг другу успеха и всего хорошего.
Цель: снятие психологического напряжения, настрой на работу.
1. Психологический настрой.
2. Создание коллаборативной среды. -2 мин Формируются две группы
ПЕРВАЯ CТАДИЯ ВЫЗОВА
2.Актуализация знаний
Ребята, я вам раздам карточки с небольшим текстом.
На интерактивной доске записаны те же предложения.
Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.
Задание. Прочитайте предложения . Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. 5 мин
Этап Оценивания (Взаимопроверка)-( Выполняется проверка на интерактивной доске)
Солнце светило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и затопила бобровую хатку. 3. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята оказались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, вытащил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я посадил бобренка в мешок и поскорее отнес к реке.
Учитель. Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.
(Случай с бобрятами. Текст о происшествии с бобрами. Художественный стиль, тип речи - повествование)Учитель. Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу). -5 мин
ВТОРАЯ СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
3. Формулирование темы и цели урока – 2 мин
ВОПРОС:
В каких предложениях на доске одна грамматическая основа, в каких - две грамматические основы ? Одна -2,4,5,6. Две - 1,3,7
Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. С какими предложениями мы познакомимся?
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения). На доске записывается тема урока.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться с ... и ...;2) учиться различать ... и ...;3) учиться ставить ...
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
4. Изучение нового материала в группе.
Ребята! Перед вами лежат информационные карты. Вам нужно будет познакомиться с информацией и каждая группа должна будет представить информацию в виде кластера.
1 группа – 1 часть текста, 2 группа – 2 часть.
. Время на подготовку - 7 минут
Оценивание – спикер оценивает всех членов группы.
5. Закрепление изученного материала
Прослушивание аудиозаписи. Отрывок из сказки Г.Х.Андерсена « Пятеро из одного стручка» - 3 минуты.
Работа с текстом. На стр 35 - 5 минут
1 группа
Прочитать и озаглавить текст.
Перессказать текст, отвечая на вопросы на стр 35.
Выписать из текста (2)простые предложения, (2) сложные предложения
Объяснить, почему, выписанные вами предложении, относятся к простым и сложным?
2 группа
Прочитать и озаглавить текст. На стр 35
Составить (5-7) вопросы к тексту.
Выписать из текста (2) простые предложения,(2) сложные предложения.
Объяснить, почему, выписанные вами предложении, относятся к простым и сложным?
Оценивание – взаимооценивание. Группы оценивают работу групп и показывают пальцем «вверх» и «вниз»
6.Физкультминутка - 2 минуты
3.Дифференцированное задание по Таксономии Блума -10 минут
Понимание
1. Какая разница между сложным и простым предложением?
2. Составьте одно сложное предложение из двух простых.
Применение
1. Напишите пример одного сложного предложения.
2. Придумайте сложное предложение с помощью союза «и».
Анализ
1. Назовите правила создания сложных предложений с помощью союзов.
2. Сравните три союза «и», «или» и «но» и объясните, чем они отличаются друг от друга.
Синтез
1. Напишите несколько предложений, в которых сложные предложения будут созданы с помощью всех трех союзов.
Оценка
1. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и найдите 3 сложных предложения с союзами «и», «или» и «но».
2. Определите, правильно ли ваш сосед понимает правила написания сложных предложений с союзами и приготовьтесь ответить на вопросы.
Критерии оценок (на доске):
«5»- все 5 заданий выполнены правильно
«4»- если выполнены 4 задания
«3»- если выполнены 2-3 задания
- Перед тем, как подвести итог, получим домашнее задание. Объяснить!
7. Домашнее задание. Дифференцированное задание.- 2 мин
Перед вами задания разные по сложности, вы выбираете себе задание сами.
Зелёная карточка – 3, синяя – 4, красная – 5.
Каждое задание разного уровня сложности.
Задание на 3: Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы:
1. Волны звуч...ли со...нце с...яло море смеял...сь. 2. Снова ударил гром и с шумом и ветром нач...лся ливень. 3. Солнце еще не вст...вал... а жаворонки уже зв...нели высоко-высоко. 4. С...ды почти осыпались но на ябл...нях еще в...сели розовые листья.
Задание на 4: Конструирование предложений:
Найти для каждой части предложения в первой колонке самую близкую к ней по смыслу другую часть из второй колонки; соединить их союзом:
Сверкнула молния,
Снова ударил гром,
Улыбнулось из-за тучи солнышко,
Взлетел навстречу солнышку жаворонок,
II... загорелась на небе над рекой семицветная радуга
... вслед за тем послышался резкий удар грома ... полилась на землю его песня.
... начался теплый ливень.
Задание на 5: Составить небольшой текст на тему “Весенний лес”, используя слова: лес ожил, сверкает на солнце, на деревьях скоро появятся почки, сказочная картина. (Простые и сложные предложения)
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
8. Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание. 2 минуты
Учитель:Сегодня очень хорошо работали, я думаю, что урок удался.
- Давайте подведем итог!
-Чему мы научились сегодня на уроке?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?
-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
-С помощью каких союзов соединяются простые предложения в составе сложного?
- Давайте подведем итог.- Каким же был для вас урок? Ребята,прикрепите стикеры к смайликам.
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придется потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться.