План урока по русскому языку в 9 классе на тему Союзы и значения сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Союзы и значения сложносочиненных предложений.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Место работы:
ГБОУ № 134 г. Санкт-Петербург
Должность:
учитель русского языка и литературы
Орлова Татьяна Васильевна
(Т. – § 203, 204; 24, 25 (повторение), П. – упражнения 1–35, с. 5–22)
Цель: повторить ранее изученные сведения о сложносочиненном предложении; рассмотреть и проанализировать схемы сложносочиненных предложений; выявить группы сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные), соединяющих простые предложения; объяснить постановку запятых между частями сложносочиненного предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Лексико-орфографическая работа.
Лелеять – нежить, заботливо ухаживать за кем-чем-нибудь; горячо желать чего-нибудь, вынашивать мечту о чем-нибудь.
Устно со словом «лелеять» составьте предложения, расскажите о них.
Предложения со словом лелеять».
Он отнял у меня все, что я любил, лелеял, обожал: отечество, жену, детей, отца и мать!
И с нами еще сыщик, которого тебе положено любить, холить и лелеять.
III. Проверка домашнего задания .
Фронтальный опрос.
Вопросы классу:
– Какие виды сложных предложений вы знаете?
– Какие предложения называются сложносочиненными?
– Послушайте сложносочиненные предложения и, не записывая его, начертите схемы. Докажите, что прочитанные вами предложения сложносочиненные.
Полая вода сошла, и река струилась узеньким ручейком.
[двусост.], и [двусост.].
Весна, и уже тепло. [ назывн. ], и [ безл. ].
Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил. [опр.-личн.] [двусост].
– Найдите грамматические основы в сложносочиненных предложениях. Дайте общую характеристику простых предложений, входящих в состав сложных. Объясните в них знаки препинания.
IV. Изучение нового материала. Углубление понятия о сложносочиненном предложении. Деление сложносочиненных предложений по союзам и значению на группы.
Работа с опорным материалом упражнения 30.
Запись предложений для анализа.
(Предложения записываются под диктовку в тетради и на доске.)
а) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким. (И.Тургенев.)
б) В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога. (С.Бабаевский.)
в) Прошли лес, и вдруг перед нами открылась река.
г) То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.
д) Либо арба возит дрова, либо сама идет на дрова. (Пословица.)
у) Небо над березовой рощей порозовело, но солнце ещё не показывается. (С.Антонов.)
Выполнение упражнения 31.
Закрепление материала.
С неба лились потоки воды и затопляли луга, поля.
– Что общего и в чем различие в постановке запятых между однородными членами и частями сложносочиненного предложения?
По правилам есть несколько ситуаций, когда постановка запятой между частями ССП перед "и" не нужна.
Запятая не ставится, если:• обе части имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение:
У Снегурочки были большие серые глаза и белые косы опускались до пояса.
На елке в школе дети читали стихи и Дед Мороз вручал им подарки.
• союз "и" может связывать однородные члены предложения и однородные придаточные, в обоих случаях логика постановки знака совпадет:
Идешь по лесу и дивишься его красоте. [ ].
Где бодрый серп гулял) и (падал колос), [теперь уж пусто всё] (Ф. Тютчев). (где ) и ('), ['].
• "И" может оказаться между частями сложносочиненного предложения, тогда следует пользоваться иным правилом.
Вопросы классу:
Назовите союзы, которые связывают части сложносочиненных предложений.
На какие группы по значению делятся сочинительные союзы?
Вывод учителя: по союзам и значению ССП делятся на 3 группы: 1) ССП с соединительными союзами, 2) ССП с противительными союзами, 3) ССП с разделительными союзами. При этом смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав ССП, могут быть весьма различны, разнообразны.
V. Итог урока.
Работа с опорным материалом, с. 20 – П. § 203 – Т.
Домашнее задание: § 203, упражнение 35 (без примечания).