Программа предпрофильного курса по химии Решение расчетных задач по химии повышенного уровня сложности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13»
Программа курса
«Решение расчетных задач по химии повышенного уровня сложности»
учебный курс предпрофильной подготовки
для обучающихся 9 классов, 18 часов
Учитель химии : Друца Елена Валерьевна
Нефтеюганск 2015
Пояснительная записка
Учебный курс «Решение расчетных задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер. Его программа рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Это традиционный предметный курс, основанный, на использовании имеющегося методического обеспечения. В данном курсе представлены типы расчетных задач, которые не рассматриваются в базовом курсе химии или рассматриваются в недостаточной степени. Курс разделен на несколько разделов. Каждый раздел начинается с теоретического введения, учитель показывает учащимся разные способы решения задач. В дальнейшем учащиеся самостоятельно определяют способ решения - главное, чтобы он был рациональным и логически последовательным.
Содержание курса позволяет помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе, а также к участию в химических олимпиадах, развивает интерес к изучению предмета. Освоив решение стандартных задач перейти к решению задач повышенного уровня сложности Основной подход- самостоятельный разбор задач, опирающийся на имеющуюся теоретическую базу, с последующим совместным обсуждением.
Решение расчётных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал, учит мыслить логически, а так же прививает навык самостоятельной работы. Это интересный и творческий процесс, результат его часто бывает оригинальным и нестандартным, таким образом, решение задач способствует самореализации ученика, поможет им подготовиться к поступлению на избранный профиль и облегчит обучение учащихся в профильном физико-химическом классе. Данный курс составлен и доработан на основе элективного курса Л.И Штепа.
Цель курса: Углубить знания учащихся по химии, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи повышенного уровня сложности.
Задачи курса:
Углубить знания учащихся по химии, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.
способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии.
Дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к химии.
Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне.
помочь учащимся получить реальный опыт решения задач, а также научить составлять свои по заданному алгоритму
Создать учащимся условия для подготовки к ОГЭ по химии, для поступления в класс химико-биологического профиля.
Данный курс выполняет следующие функции:
развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
позволяет школьникам подготовиться к сдаче ОГЭ по химии.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
повторение теоретических вопросов, изученных в основной школе, их углубление и расширение;
применение теоретических знаний на практике;
знакомство с основными типами расчетных задач, включая усложненные;
решение задач повышенного уровня сложности, помогающих соотнести имеющиеся знания с их практическим применением;
обучение самостоятельному решению задач.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальные;
групповые.
Формы учебных занятий:
Фронтальный разбор способов решения задач.
уроки решения ключевых задач;
самостоятельная работа учащихся;
Составление учащимися оригинальных задач.
Работа учащихся над творческими проектами
Формы отчетности:
творческое оформление составленных задач;
зачет по решению всех пройденных типов задач.
составление сборников авторских задач учащихся по разделу, теме
(с решениями);
После изучения данного курса учащиеся должны
знать: все предложенные типы задач, основные формулы и методики, по которым ведется расчет, а также способы их решения, стандартные алгоритмы решения задач.
уметь:
производить расчеты по химическим формулам: определять среднюю
молекулярную массу смеси, относительную плотность газовой смеси,
состав газовой смеси;
производить вычисления состава растворов с использованием массовой
доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости;
производить расчеты по химическим уравнениям;
составлять уравнения химических реакций различных типов;
уметь выделять общие свойства веществ, составлять уравнения
химических реакций характеризовать свойства веществ.
самостоятельно составлять типовые химические задачи объяснять их решение;
владеть химической терминологией;
пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Содержание курса
1. Введение. (1 час)
Основные типы расчётных задач по химии. Основные физические и химические величины. Основные формулы для решения указанных задач. Количество вещества Число структурных единиц (атомов, молекул или ионов) вещества Х. Массовая доля вещества. Массовая доля элемента в соединениях.
2. Количественные отношения в химии(8ч)
Плотность и относительная плотность газа.
Массовая доля растворенного вещества, процентная концентрация. Правило смешивания растворов. Расчеты, связанные с понятием процентная концентрация. Определение концентрации растворов.
Количественный состав смесей. Понятие примеси. Вычисление доли примеси в реагирующих веществах в %. Состав вещества. Определение состава вещества в %. Определение формулы вещества по процентному составу.
3. Расчеты по химическим уравнениям (7ч)
Вычисления по химическим уравнениям. Молярная масса, молярный объем. Теоретический выход. Практический выход. Избыток, недостаток вещества. Молярные отношения веществ, вступающих в реакцию. Вычисление массы (m), объема (V), количества вещества (n) продукта реакции.
4. Зачет (контрольная работа). Защита проектных работ (2 часа)
Литература
1. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. Начала химии. В 2т. - М.. 1-я Федеральная книготорговая компания.2010.
2. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин.2400 задач по химии для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. М. «Дрофа».2010
3. В.П. Лунева. Об использовании ионно-электронного баланса. «Химия в школе» 1994 №1.
4. Э.А. Сидорская. О методе полуреакций. «Химия в школе» 1993 №6.
5. Г.П. Хомченко, К.И.Севастьянов Окислительно-восстановительные реакции.2010
6. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы.М. Дрофа 2011.
7. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М. Новая волна. 2012.
8. И.Г. Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М. Новая волна. 2011.
Учебно-тематическое планирование
№
п\п
Дата
проведения
Тема занятия
Форма проведения
1
группа.
2 группа.
I . Количественные отношения в химии /7ч/
1
Введение. Методы решения задач.
Лекция: Типы химических формул. Примеры решения задач. Входной контроль.
2
Решение задач с использованием понятия D(Н2), D(возд.)
Лекция. Опорный конспект. Решение задач. Составление авторских задач.
3
Вывод формул химических веществ
Лекция. Опорный конспект. Решение задач. Составление авторских задач.
4-5
Задачи на растворы и действия с ними
Лекция. Опорный конспект. Решение задач. Составление авторских задач.
6-7
Окислительно-восстановительные реакции.
Лекция. Опорный конспект. Решение задач. Составление авторских задач.
II Расчеты по химическим уравнениям /11ч/
8
Вычисления количественных отношений по уравнениям химических реакций.
Лекция. Опорный конспект. Решение задач.
9-10
Вычисление состава смеси веществ.
Лекция. Опорный конспект. Решение задач.
11
Вычисления массовой и объемной доли выхода продукта.
Лекция. Опорный конспект. Решение задач.
12
Задачи на определение массы и объема продуктов реакции по известным массам реагирующих веществ, одно из которых дано в избытке.
Лекция. Опорный конспект. Решение задач.
13
Расчеты по исходному веществу, содержащему примеси.
Лекция. Опорный конспект. Решение задач.
14-15.
Решение задач по цепочкам превращений веществ.
Лекция. Опорный конспект. Решение задач.
16.
Расчеты по термохимическим уравнениям.
Лекция. Опорный конспект. Решение задач.
17-18
Защита проектных работ.
Презентации работ
Заголовок 1Заголовок 215