Элективный курс «Решение расчетных и экспериментальных задач».
Элективный курс «Решение расчетных и экспериментальных задач».
Пояснительная записка
Курс по выбору предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Он ориентирован в первую очередь на учащихся, которые будут получать дальнейшее образование в полной средней общеобразовательной школе. Решение задач в школьном курсе химии – это практическое применение теоретического материала. Данный курс по выбору является особенно важным, так как при малом количестве часов, отведенных на изучение химии, предоставляет учащимся возможность совершенствования в решении расчетных и экспериментальных задач, знакомит с различными способами их решения. Курс рассчитан на 9 часов (1 час в неделю).
Цели:
углубление содержания базового учебного предмета;
подготовка учащихся к осознанному выбору профиля полной средней школы;
удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химии;
формирование представления учащихся о видах химических задач (расчётные, расчётно-экспериментальные, экспериментальные, тестовые);
расширение знаний учащихся о способах решения химических задач;
отработка грамотности и умения рационального решения задач.
Задачи:
создание условий для подготовки учащихся к экзаменам по выбору и к участию в химических олимпиадах;
развитие логического мышления;
развитие познавательных интересов и способности самостоятельно добывать знания;
развитие умения выбирать рациональный способ расчета.
Предлагаемая программа предусматривает выполнение расчетов: по химической формуле;
по химическому уравнению; на растворы с определением массовой доли растворенного вещества и концентрации полученных растворов; на вывод химических формул неорганических веществ и органических соединений.
Программа содержит раздел «Комбинированные задачи», для решения которых необходимо использовать несколько алгоритмов действий.
Учтено, что одна из важнейших тем теоретической химии – окислительно-восстановительные реакции, в обязательном курсе химии рассматривается поверхностно. Программой предусмотрена классификация ОВР, составление уравнений методом электронного и электронно-ионного баланса, влияние среды на протекание данных реакций.
Также предусматривается решение экспериментальных и расчётно-экспериментальных задач.
Предполагается, исходя из запросов учащихся, рассмотреть наиболее сложные вопросы по химии в вариантах ЕГЭ прошлых лет, организовать подготовку к школьной олимпиаде.
(1 час в неделю, всего 9 уроков)
Учебно-тематический план
№
Название темы
Всего часов
1
Основные понятия и законы химии
1
2
Расчеты по химическим уравнениям с учетом массовой (объемной) доли примесей компонентов.
2
Массовая (объемная) доля выхода продукта реакции.
3
Растворы. Теория электролитической диссоциации
3
Реакции ионного обмена.
Решение задач на растворы
4
Решение комбинированных задач
2
Решение комбинированных задач
5
Окислительно-восстановительные реакции
1
Итого:
9
Литература и интернет-ресурсы
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8-9 класс. М., Просвещение, 2007
Р.А.Лидин, Л.Ю.Аликберова. Химия. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. М., Аст-Пресс Школа, 2004
Г.П.Хомченко, И.Г.Хомченко. Задачи по химии для поступающих в ВУЗы. М., «Высшая школа»,1987
А.А.Кушнарев. Задачи по химии для старшеклассников и абитуриентов. М., «Школа-Пресс», 1999
Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в ВУЗы. М., «Дрофа», 1999
Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 класс. М., Дрофа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] портал поддержки ЕГЭ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт «Алхимик»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт о химии и для химиков
15