Сценарий интегрированного урока на тему Решение экспериментальных задач по темеСпирты, фенолы с применением свойств параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве
Купрейчик Н.И., преподаватель математики
Аубакирова К.Ж., преподаватель химии и биологии
Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза
Казахстан, Костанай. 110000 Аль-Фараби 99
р.т. 8(7142) 56-81-62 ; 56-81-62,
е-mail: 81436@mail.ruИнтегрированный урок: «Решение экспериментальных задач по теме: «Спирты, фенолы» с применением свойств параллельности и перпендикулярности пряиых и плоскостей в пространстве».
Сабақтың мақсаты/ Цели занятия:
Обучающие:
Закрепить теоретические знания, полученные при изучении темы «Спирты, фенолы», «Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей», уметь определять класс органических веществ, составлять структурные формулы органических веществ и их изомеров, выполнять пространственные рисунки моделей изомеров и характеризовать свойства параллельности через строение молекул.
Развивающие:
Развивать логическое мышление учащихся о строении, свойствах органических веществ, связанное с пространственным представлением взаимного расположения молекул углерода, водорода, кислорода между собой; умения сравнивать, анализировать, делать выводы, соблюдать правила ТБ.
Воспитывающие:
Воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплинированность, чувство сплоченности и общности интересов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Бiлiктiлiк талаптарын / Квалификационные требования:
Учащийся должен знать: определение, строение, химические свойства, применение спиртов, фенолов; свойства параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей.
Учащийся должен уметь: определять класс органических веществ, строить структурные формулы веществ, изображать их пространственное строение, осуществлять генетическую взаимосвязь между органическими веществами, характеризовать свойства параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве через строение молекул.
Сабақтың түрi/ Вид занятия: практическое занятие
Сабақтың жабдықтары/ Оборудование занятия:
Видеоматериалы к теме «Строение молекулы спиртов и фенолов».
2) Слайды – презентаций: СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050»- Новый политический курс состоявшегося государства», « Связь математики, химии и финансирования»,
«Применение спиртов и фенолов», 3) Набор шаростержневой модели молекул веществ.
4) Индивидуальные карточки.
5) Карандаши, линейки.
Әдебиет/ Литература: Р Жумадилова, С. Алимжанова «Химия 11 класс». Алматы «Мектеп» 2007. Гусев В. , Ж. Кайдасов, А.Кагазбаева. Геометрия: 10кл. Алматы «Мектеп» 2007.
Пән аралық байланыс/ Межпредметные связи:
химия, математика, основы экономики, литература.
Сабақтың барысы/ Содержание занятия
Уақыт время Оқытушының іс-әрекеті Деятельность преподавателя Оқушының іс-әрекеті Деятельность учащихся
1 мин
7 мин
30 мин
5мин
28 мин
2мин
5 мин
2 мин
I.Оргмомент – преподаватель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
Сообщает девиз урока: «Лишь знанием жив человек, лишь знанием движется век». Абай Кунанбаев, указывая на актуальность урока
II.Актуализация темы:
1) Цитата из послания Президента РК, с выделением понятий: «стратегия» и «интегрирование»
2) Решение кроссворда
III.Проверка основных понятий:
а) презентации (применение спиртов, фенолов, основанное на свойствах данных веществ; взаимосвязь химии, математики и основ экономики)
б) аукцион знаний(12 дифференцированных заданий)
IV. Инструктаж по практической работе: преподаватель напоминает основные правила по ТБ:
-работа с шаростержневыми моделями
- поясняет порядок выполнения работы
-поясняет порядок оформления работы
V. Выполнение практической работы
Работа в 2х вариантах по 4 химико-математических задания
VII.Домашнее задание
1. А,Темирбулатова, Н.Нурахметов «Химия 11 кл». «Мектеп»2007 стр.192, №1-4 ;.Шыныбеков Ә. Н. Геометрия: 10кл. «Атамұра» 2006.с 11-21; с 28-32
2. Сообщение « Связь альдегидов с инспектором ГИБДД». Рефераты по теме: «Геометрические фигуры в изображении мировых денежных знаков »
VIII. Рефлексия
«Кубизм»
IX. Подведение итогов Приветствуют преподавателя, подают рапортичку, слушают.
слушают, запоминают,
отвечают
учащиеся демонстрируют презентации, выполняют задания аукциона знаний
слушают, задают вопросы, уточняют
выполняют задачи, записывают наблюдения, делают выводы, оформляют
слушают, записывают в тетради
делают выводы по теме, отвечают на вопросы
подводят итоги урока.
Сценарий урока:
Организационный момент:
Преподаватели приветствуют учащихся, сообщают девиз урока цитируя слова Абая Кунанбаева, великого просветителя, в своё время, способствовавшего единению русского и казахского народов: «Лишь знанием жив человек, лишь знанием движется век». Ведут беседу с учащимися, указывая на актуальность темы и подчёркивая слова Абая, которые являются не только девизом урока, но и основным вектором образовательной деятельности каждого из нас.
Преподаватели озвучивают тему урока, его цели и задачи (слайд 2).
II. Актуализация темы:
Ребята, вас не удивляет то, что на уроке перед вами два преподавателя, ведущие математику и химию? Это не обыкновенный урок, а называется он: интегрированный. Что же означает это слово?
Студенты цитируют слова Президента РК, с выделением понятий: стратегия, интегрирование.(слайд 3)
Объясняя их, студенты отметили, что объединение химии и математики способствуют формированию нового взгляда на изучение этих предметов.
Студенты выступили с интересным видеоматериалом на темы: «Стратегия «Казахстан -2050- новый политический курс состоявшегося государства», «Связь математики, химии и финансирования», «Роль математики в химии», где расскрыли основные цели урока, смысл своей будущей профессии.
Проверка основных понятий:
Для того чтобы применить знания на практике, вы должны показать степень их усвоения. С этой целью мы перейдём к решению кроссворда (слайд 4).
1. Название вещества: С6Н5ОН
2. Утверждение, не требующее доказательства.
3. Алгоритм названия вещества.
4. Раздел геометрии, изучающий фигуры на плоскости.
5.Если две параллельные плоскости пересечь третьей, то линии их пересечения…
6. Какая фигура обозначается малой буквой греческого алфавита?
7. Свойство фенола, характеризующее присоединение водорода.
8. Автор геометрии, где параллельные прямые пересекаются.
9. Фенол, как обеззараживающее вещество.
1. Фигура, имеющая форму колпака волшебника- звездочёта.
2. Название веществ: С2Н5ОН
3. Предложение, требующее доказательства.
4. Стереометрия рассматривает трёхмерное..
5. Раздел геометрии, изучающий фигуры в пространстве.
6.Реакция, характерная для спиртов, идущая с образованием СО2 и Н2O.
7. Реакция, характерная для спиртов, идущая в присутствии водоотнимающего вещества: Н2SO4
8. Этанол по тривиальной номенклатуре.
9. Если две плоскости имеют общую точку, то они…
Группа разбивается на две команды. Учащиеся электронной ручкой заполняют клетки соответствующими буквами. В результате соревнования были получены ключевые слова: стратегия и финансист. Объясняя их, студенты отмечали, что объединение химии и математики способствуют формированию нового взгляда на изучение этих предметов и их значение в формировании будущего специалиста. Преподаватели подводят итоги этого этапа урока и выставляют самым активным оценки и называют победившую команду.
Проверка базовых знаний:
Проводилась игра «Аукцион знаний»: Задания были дифференцированные. Каждый лот имел свою стоимость, зависящую от сложности вопроса.
Учащиеся самостоятельно выбирали себе лот, ответы записывали с помощью электронной ручки.
И того студенты выполнили 12(приложение) дифференцированных заданий по двум предметам. Каждый правильно ответивший получал заслуженный бонус к оценке: «фин». В подведении итогов этого этапа был сделан вывод о том, что наиболее образованный студент(заработавший наибольшее колличество баллов) – в будущем квалифицированный специалист.
Инструктаж по практической работе:
Преподаватели проводят инструктаж к практической работе:
По порядку выполнения работы
По оформлению в тетради
По работе с шаростержневыми моделями атомов по составлению молекул веществ.
V. Выполнение практической работы
Работа дана в двух вариантах( приложение) и выполняется в тетрадях для практических работ. Определяющие выводы её способствовали выполнению триединой цели урока. Звучит музыка, учащиеся погружаются в работу. По истечению времени преподаватель просит учащихся сдать тетради и обобщить результаты выполненной работы: студенты изучили состав веществ, используя шаростержневые модели атомов, построили молекулы заданных веществ, затем перенесли данные проекции в тетрадь в виде геометрических фигур. Главный вывод: взаимное расположение атомов в пространстве, а также параллельное и перпендикулярное расположение связей, последовательность соединения атомов между собой определяют свойства веществ, их изомерность.
VII. Домашнее задание: (записано на слайде ) Преподаватель предлагает учащимся записать домашнее задание, при этом поясняет, алгоритм его выполнения 1. Темирбулатова, Н.Нурахметов «Химия 11 кл». «Мектеп»2007 стр.192, №1-4 ;.Шыныбеков Ә. Н. Геометрия: 10кл. «Атамұра» 2006.с 11-21; с 28-32
2. Сообщение « Связь альдегидов с инспектором ГИБДД». Рефераты по теме: «Геометрические фигуры в изображении мировых денежных знаков »
VIII. Рефлексия: «Кубизм»
При рефлексии использовалась стратегия «Кубизм», где каждая сторона кубика означала побуждающее действие: я научился… я смогу применить в своей профессии… я узнал..Рефлексия показала, что урок внёс новизну, осознанность в восприятии общеобразовательных предметов студентами.
IX. Подведение итогов: При подведении итогов были сформулированы выводы о проделанной работе и выставлены оценки в журнал.
Используемые источники:
Темирбулатова, Н.Нурахметов «Химия 11 кл». АЛМАТЫ «Мектеп»2007;
Шыныбеков Ә. Н. Геометрия: 10кл. АЛМАТЫ «Атамұра» 2006.
Послание Президента РК народу: «Стратегия «Казахстан -2050- новый политический курс состоявшегося государства»,