Урок развития речи. 8 класс Подготовка к сочинению-описанию по картине С.Кожина «Церковь Покрова на Нерли»


Урок развития речи. 8 класс
Подготовка к сочинению-описанию по картине
С.Кожина «Церковь Покрова на Нерли»
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по картине С. Кожина «Церковь Покрова на Нерли».
Задачи урока:
Обучающие: способствовать формированию умения переноса знаний с одного объекта (текста о памятнике архитектуры) на другой объект (картину); формировать умение использовать цитаты в тексте собственного сочинения; активизировать лексику учащихся, связанную с описанием памятника архитектуры.
Развивающие: развитие связной образной речи и обогащение словарного запаса учащихся; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие умения высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитание чувства любви к родному языку, к своей Родине, чувства гордости за свой народ, его культуру и историю; воспитание уважительного, бережного отношения к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества.
Ход урока
1Мотивация. Объявление темы урока.
2. Вступительное слово учителя.
Работа с эпиграфом к уроку.
Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить,
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть.
К.Бальмонт
- Как вы понимаете смысл высказывания? (Одним из самых святых чувств является любовь к Родине. Память о её прошлом. Без этих чувств у человека не может быть будущего)- Что позволяет нам сохранить память о прошлом? (Памятники истории и культуры)
- Об одном из таких замечательных памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси 12 века, о Церкви Покрова на Нерли, пойдет сегодня речь. Церковь Покрова на Нерли – жемчужина русской земли, в 1992 году вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот храм-лебедь плывет по волнам времени и неизменно прекрасен во все времена.
Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Элина Кийг- Какими чувствами проникнуты строки? (Чувством восторга, восхищения перед удивительной красотой храма)
- Каковы же цели нашего урока? (Понять красоту маленькой церкви, разобраться, зачем она нужна была человеку прошлого и столь необходима человеку, живущему ныне, а самое главное – совершить попытку описать эту каменную сказку – церковь Покрова на Нерли).
3. Актуализация знаний.
Как видите, храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Многие русские художники, преклоняясь перед сказочной красотой церкви, запечатлели ее
на своих полотнах. Осетров в книге «Живая Древняя Русь» писал: «Трудно сказать, когда храмом лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года»
Искусствовед Лев Любимов писал об этом чуде русского зодчества: «Во всей русской поэзии, давшей миру столько непревзойдённых шедевров, нет, может быть, памятника более лирического, чем церковь Покрова на Нерли, ибо этот архитектурный памятник воспринимается, как поэма, запечатлённая в камне. Поэма русской природы, тихой грусти и просветлённого созерцания»
«Поэму в камне» запечатлел на своей картине и С. Кожин.
4. Краткий рассказ о художнике
Родился 11 марта 1979(19790311) года в Москве. Окончил Московский академический художественный лицей имени Н. В. Томского, Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, мастерскую пейзажа. Руководитель Афонин А. П., дипломная работа «Ферапонтов монастырь».
С 2000 года участвут в выставках в России и за рубежом. В настоящее время живёт и работает в Москве.В 2011 году о Семёне Кожине был снят документальный фильм "Творец - не ремесленник".
5. Предварительная беседа по картине.
Итак, мы будем работать над картиной С. Кожина «Церковь Покрова на Нерли», в которой удивительным образом слились древнерусская архитектура и русская природа.
- В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)
- Что нам для этого понадобится? (Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).
- В центре картины Кожина мы видим белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд, и нет никакого сомнения в том, что именно она - композиционный и логический центр картины. На картине изображён не просто один из многочисленных русских храмов, а удивительный памятник архитектуры 12 века, связанный с нашей историей, культурой, поэтическими преданиями и реальными историческими лицами. Постарайтесь передать своё впечатление от храма, запечатлённого на холсте, каким он вам видится? (Это небольшой храм с луковичным куполом; маленькая церковь, словно летящая ввысь; очень лёгкий и какой-то изящный храм, белопенный, светлый, сказочно-прекрасный, удивительный, дивной красоты) Удачные примеры записываем.
Проверим, как вы составили предложения, используя выразительные средства (сравнения, олицетворения): словно белая птица, как красавица, словно лебедь, плывет надводой, белокрылая чайка, манит к себе, летит, живет века, как свеча, как чудо (предложения с тире между подлежащим и сказуемым, с согласованными и несогласованными определениями и приложениями).
- Вот несколько высказываний известных людей, которые описывали свои впечатления от храма, увиденного ими когда-то. Проанализируем, как характеризуют авторы церковь Покрова на Нерли. Какие сравнения, эпитеты, метафоры находят они для передачи своих чувств?
1.Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконичной красоте. Да, это такое же совершенство…, как самые высокие достижения древней Эллады. /Л.Д.Любимов
2. Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью… В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. / Ю.С.Рябцев
3. Изящная и лёгкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. Увидевший её хоть раз уже не может
сказать, что в жизни его не было счастливых минут. / Н.Н.Воронин
- Каждый текст индивидуален, однако в предложенных текстах описывается один и тот же храм, и, возможно, вы заметили, что-то общее во всех текстах, что их объединяет?
(Эти тексты объединяет восхищение перед описываемой церковью, каждому из авторов она очень нравится; все говорят о храме и о природе вокруг храма, не разделяя их; все отметили лёгкость, невесомость церкви, её стройность, красоту и совершенство)
- Вновь обратимся к картине. Как художнику удалось передать красоту, совершенство церкви на холсте? Что он для этого использовал? (Использует цвет - много светлых, спокойныхкрасок, через свет – светлый фон, через композицию - церковь в центре картины, хотя и расположил ее художник вдали, на заднем плане, так, что основное место на картине занимает природа. На фоне бескрайнего неба, воды, лугов церковь кажется маленькой, изящной, стройной. Храм кажется стройным, так как, изображая его, художник пользуется восновном вертикальными линиями. Узкие окна, переходы от более широкой части к узкой, остроконечный верх луковицы – всё это словно вытягивает церковь вверх. Величественно возвышается на холме, окруженная цветущей природой..)-Храм представляет собой единое целое с окружающей её природой. Опишите словами, что мы видим на картине помимо церкви.
(Церковь расположена на большом холме-возвышении, заросшем зелёной травой. Рядом с ней и поодаль деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба. По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке. Неширокая река отделяет возвышенность, на которой стоит храм, от другого, более пологого берега)- Что вы можете сказать о художнике, который написал такую картину?
(Этот человек очень любит свою родину; написать такую картину мог человек, который гордится своей культурой, историей, своей родиной)
4. Составление плана к сочинению
Ваша задача заключается в том, чтобы написать сочинение, в котором вы будете описывать картину и размышлять над тем, что на ней изображено. Вспомните, на что мы обращаем внимание, когда описываем картину? ( О её композиции, а затем рассматриваем церковь и пейзаж, на фоне которого она изображена)
О чём вы можете рассуждать при работе над сочинением в начале, в заключении?
План к сочинению
1. Вступление.
Место картины в творчестве художника. (История храма)
2. Основная часть.
а) Композиция произведения С. Кожина.
Белокаменное чудо в центре картины.
б) Величественная красота.
в) Единство и гармония с природой.
3. Заключение. Жизнь в веках. (Мое впечатление от храма)
5. Домашняя работа: подготовка к классному сочинению по картине.