Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС средствами УМК «Перспективная начальная школа».

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.5
Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС средствами УМК «Перспективная начальная школа».
Ярушина Валентина Анатольевна,
учитель начальных классов МАОУ «Карачинская СОШ»,
Тобольского района Тюменской области.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Российские школьники лучше, чем учащиеся других стран приучены выполнять задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Но не всегда могут применить знания в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод, или назвать последствия тех или иных изменений. Низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования позволяют сделать вывод о том, что необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Предмет нашей гордости в прошлом большой объем фактических знаний в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимой становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.   Таким образом,  отечественной  системе  образования  выдвинут  новый  социальный  заказ.   Обществу  необходимы  социально  мобильные,  творчески  действующие  граждане,  способные  развивать  науку,  промышленность,  обеспечивающие  поступательное  движение  вперёд  при  неукоснительном  соблюдении  гражданских  прав  и  свобод. Но еще важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье результаты деятельности, а деятельность это решение задач. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится субъектом образовательной деятельности. Основным элементом работы учащихся становится решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др    Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель  лишь направляет эту деятельность  и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности. Учебная  деятельность  не  дана  ребёнку  с  самого  начала,  её  нужно  построить  и,  как  всякая  деятельность,  учение  выполняется  на  основе  определённой  процедуры. Начальная  школа  даёт  сегодня  не  только  базовые  навыки,  такие  как  умение  читать,  слушать  и  говорить,  а  формирует  устойчивую  потребность  в  саморазвитии,  самообразовании. Каждому  человеку,  вступающему  в  этот  сложный  и  противоречивый  мир,  необходимы  определённые  навыки  мышления  и  качества  личности.  Умение  анализировать,  сравнивать,  выделять  главное,  решать  проблему,  умение  давать  адекватную  самооценку,  быть  ответственным,  уметь  творить  и  сотрудничать – вот  с  чем  ребёнку  необходимо  войти  в  этот  мир.   И  задача  каждого  учителя  так  построить  процесс  обучения,  чтобы  помочь  раскрыться  духовным  силам  ребёнка. Поэтому  мне  как  учителю  необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий. выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.  В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний. «Деятельностный подход это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника».Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Таким образом, ключевыми  словами  в  характеристике  деятельностного подхода,  применительно  к  системе  начального  образования,  являются  слова:  искать,  думать,  сотрудничать,  приниматься  за  дело,  адаптироваться. Расшифруем  так: ИСКАТЬ – опрашивать  окружение,  консультироваться  у  учителя,  получать  информацию; ДУМАТЬ – устанавливать  взаимосвязи  между  прошлыми  и  настоящими  событиями,  критически  относиться  к  тому  или  иному  высказыванию,  предложению,  уметь  противостоять  неуверенности  и  сложности,  занимать  позицию  в  дискуссиях  и  вырабатывать  своё  собственное  мнение,  оценивать  социальные  привычки,  связанные  со  здоровьем,  а  так  же  с  окружающей  средой,  оценивать  произведения  искусства  и  литературы; СОТРУДНИЧАТЬ – уметь  работать  в  группе,  принимать  решения,  улаживать  разногласия  и  конфликты,  договариваться,  разрабатывать  и  выполнять  взятые  на  себя  обязанности; ПРИНИМАТЬСЯ  ЗА  ДЕЛО – включаться  в  работу,  нести  ответственность,  войти  в  группу  или  коллектив  и  внести  свой  вклад,  доказать  солидарность,  организовывать  свою  работу,  пользоваться  вычислительными  и  моделирующими  приборами; АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать  новые  технологии  информации  и коммуникации,  стойко  противостоять  трудностям,  находить  новые  решения. В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – У меня получится! Я умею! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то. Моё мнение такое-то (формирование мировоззрения).
В УМК «Перспективная начальная школа» деятельностному характеру обучения уделено основное внимание.
Я работаю по данному УМК с 2007 года. Считаю, что основная идея этой программы   решает важную задачу современной системы образования.  Это оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной деятельности, где ученик, как равноправный участник процесса обучения, выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Как пример системно-деятельностного подхода в обучении представляю урок окружающего миря в 1 классе.

Пояснительная записка к уроку окружающего мира в 1 классе

Данный урок представлен по направлению «Начальная школа». Тема урока : «Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств».Урок построен в соответствии с программой курса «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа».Авторы программы О. Н. Федотова., Г. В. Трафимова . Учебник «Окружающий мир» 1 класс .-М. : Академкнига /Учебник,2012.Урок проведён в соответствии с планом в 1 четверти.
Данный урок относится к разделу «Наблюдение как способ получения ответов об окружающем мире»(8 ч.). В соответствии с программой и базисным учебным планом на предмет «Окружающий мир» в год отведено 66 часов,из расчета 2 часа в неделю.
Это урок усвоения новых знаний. Тип урока – урок - практикум.
Социальная характеристика класса:
В классе 8 человек, дети 2005 и 2006 годов рождения. В полных семьях проживает 3 ученика ( из них 1 – в приёмной семье ), в неполных семьях проживают 5 учащихся.3 ученика из многодетных семей, 4 – из малообеспеченных семей. Учащихся из неблагополучных семей - нет, на индивидуальном обучении – нет. Способных учащихся – 4.Все учащиеся заняты внеурочной деятельностью 10 часов в неделю. Они посещают кружки:
- «Планета здоровья»(2 часа), «Волшебная палитра»(1 час), «Умелые руки»(1 час),клуб «Почемучка»(1 час), «Час музея»(1 час), «Искусство сцены»(1 час),
«Помогай-ка!»(1 час), «Край, в котором ты живешь» (2 часа).
Психологическая характеристика класса:
Класс обучается по УМК «Перспективная начальная школа». В начале учебного года проведена стартовая диагностика уровня готовности к школе. По её результатам высокий уровень готовности к школе у 1 ученика. Хороший уровень готовности у 2 учащихся.Средний уровень готовности у 2 учеников.3 ученика поступили в школу с низким уровнем готовности. Причина тому - отсутствие в селе детского сада. Наличие группы кратковременного пребывания детей при школе не компенсирует систематической работы по подготовке первоклассников к обучению в школе.
При составлении психологической характеристики учитываются критерии оценки развития качеств личности : работоспособность школьника, умение выделять существенное в изучаемом, самостоятельность мышления, умение работать в должном темпе, самоконтроль при изучении учебного материала, сознательность обучения.
На высоком уровне развитие данных качеств личности находится у 4 человек. Эти ребята сохраняют работоспособность в течение всех уроков, легко и быстро выделяют существенное в изучаемом материале, сами умеют найти проблему и способы её решения, темп выполнения основных учебных навыков у них выше, чем у всех остальных учащихся, они привыкли к самоконтролю, проявляют инициативу, активность и настойчивость в обучении.
На среднем уровне развитие выше перечисленных качеств находится у 2 человек. Эти ребята к концу учебного дня утомляются, допускают ошибки в выделении существенного в изучаемом материале, имеют средний уровень самостоятельного мышления, делая попытки к способам решения проблемы; имеют средний темп выполнения основных учебных навыков, в основном выполняют все предъявляемые требования к обучению и воспитанию.
На низком уровне развитие качеств личности находится у 2 человек. У этих учащихся низкая работоспособность, которая обнаруживается уже к середине рабочего дня, обычно они не справляются с выделением существенного в изучаемом, не обладают самостоятельностью мышления, стремятся заимствовать готовые решения, темп выполнения основных навыков у них ниже, чем у большинства учащихся, они практически не применяют приёмы самоконтроля в своей деятельности, недостаточно осознают значимость учения.
Данный урок был интересен как детям с высоким уровнем развития качеств личности, так и всем остальным, так как при использовании коллективных и групповых методов обучения, все учащиеся класса были вовлечены в исследовательскую деятельность, с интересом наблюдали, доказывали и делали выводы. (План урока – Приложение 1)
Заключение
Реализация деятельностного подхода в УМК «Перспективная начальная школа» способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.
У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.


Заголовок 315