Урок литературы для 9 класса «Образ главной героини в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»











Урок литературы
9 класс

Тема: Образ главной героини в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»









Выполнила Федотова Елена Вячеславовна
учитель русского языка и
литературы МБОУ Верхнеобливской оош
Тацинского района
Ростовской области











2014 г.
Тема: Образ главной героини в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»

Цели урока:

Образовательные:
- дать представление о личности и судьбе писателя, на примере повести показать жестокие реалии войны, мужество и патриотизм простого человека, мастерство писателя в создании человеческого характера, образа женщины-матери как воплощения высокой нравственности;
- определить тематику и проблематику произведения;
- на основе эпизодов составить портретную характеристику героини, показать художественные приемы, используемые автором при создании образа Марии;
Развивающие:
- развитие ассоциативного мышления, эмоциональной сферы;
- закрепление навыков анализа текста с комментариями, выводами;
Воспитательные:
- воспитывать культуру устной и письменной речи, личностное отношение к событиям, героям;
- способствовать воспитанию патриотических чувств, милосердия, сострадания, уважения и любви к женщине, матери;
- пробудить интерес к истории России.

Тип урока: урок-размышление

Оборудование: Портрет В. Закруткина, выставка книг с произведениями В. Закруткина, иллюстрации к произведению, репродукции картин Рафаэля «Сикстинская Мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», Казанской иконы Богородицы, раздаточный материал, ТСО.

На доске эпиграфы.

Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!
М. Горький «Сказки об Италии».


вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть.
В. Закруткин «Матерь человеческая».





Ход урока:

Вводное слово учителя. Сегодня у нас необычный урок – урок-размышление. Мы попробуем поразмышлять над повестью Виталия Закруткина «Матерь человеческая».
Эта повесть вам уже знакома, вы прочитали ее дома. Сегодня мы обобщим то, что узнали. В то же время мне хочется, чтобы этот урок был и уроком – открытием, чтобы никто из вас не ушел с пустым сердцем.
Более 65 лет назад закончилась Великая Отечественная война. С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, песни, рассказы, строки военной корреспонденции. Не был исключением и наш земляк, писатель Виталий Закруткин.

2. Беседа с учащимися.

1) Скажите, а какие ассоциации у вас вызывает слово «война»?
(Смерть, убийства, кровь, разрушения, насилие, плен, голод, издевательства, потеря родных и друзей, боль и горечь утрат и т.д.).
2) Кто воевал на войне?
(Солдаты, партизаны, медсестры, студенты и др.).
3) Что такое тыл?
(Учащиеся отвечают предположениями.)

3. Словарная работа.
В словаре «Тыл: 1) территория позади фронта, за боевой линией;
2) во время войны: вся страна в противоположность фронту».

4. Слово учителя.
Люди в тылу тоже совершали подвиг, подвиг труда. Жены, матери, дети заменяли тех, кто ушел на фронт.
Повесть В. Закруткина посвящена женщине, женщине-матери. Тем, кому в годы войны приходилось труднее всего. Они должны были заменить ушедших мужей, и в то же время продолжать свой труд – труд матерей. Неслучайно я взяла для названия темы нашего урока строку из стихотворения Д. Кедрина «Солдатка»: «Есть материнства женская работа» А дальше есть продолжение: «И есть мужской тяжелый труд войны».

5. Сообщение учащегося «История создания повести «Матерь человеческая».
Виталий Александрович Закруткин родился на станции Кочетковская-на-Дону Ростовской области в 1908 году. Сын учителей, вырос в деревне, с детства знаком с крестьянским трудом. В 20-е годы семья Закруткиных оказалась на Дальнем Востоке. В 1932 году Виталий экстерном окончил Благовещенский педагогический институт. В 1941 году, порвав прямо в военкомате уведомление о брони для научных работников, ушел на фронт военным корреспондентом. На войне был до последнего дня. Победу встретил в Берлине.
В первые месяцы войны наши войска отступали под напором гитлеровских полчищ. Женщины, старики, дети оставались беззащитными перед лицом жестокого врага.
«Я своими глазами видел все, что натворили гитлеровцы только за одну неделю. Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожженные от начала до конца, » - напишет В. Закруткин в книге «Страницы о себе».
Душевная щедрость, мужество, принципиальность, бескорыстие, доброта – основные черты положительных героев писателя. В основе его повести «Матерь человеческая» - реальный факт. «Ранней весной 1943 года, - пишет автор, - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной линии. В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого
Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной дыры выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним выползла еле прикрытая лохмотьями женщина
Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора. Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст».
Тогда же, в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году. Спустя много лет, перечитывая этот рассказ, В. Закруткин решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своем характере все лучшие качества.

6. Работа с эпиграфом.

Произведений, посвященных матерям, очень много. Мне особенно понравились высокие слова М. Горького, которые я выбрала в качестве эпиграфа.
Как вы понимаете эти слова?
- Все на земле: жизнь, счастье, радость - идет от матери.
- Мама для каждого человека – самый близкий человек, она ограждает своего ребенка от всех бед и напастей, и никто не должен об этом забывать.

7. Анализ содержания произведения.

1) О чем эта повесть?
- О судьбе женщины, которая выжила, несмотря на то, что оказалась одна в сожженном немцами хуторе.
- О подвиге Марии, который она совершила в тылу.
- О еще одной страшной стороне Великой Отечественной войны.

2) Какие эпизоды вам показались самыми яркими? Почему?

- Эпизод гибели мужа Марии Ивана и сына Васятки.
Не каждая женщина смогла бы вынести смерть самых близких и дорогих людей, а Мария, решившая сначала тоже умереть, все же находит в себе силы жить и бороться с тяготами жизни на пепелище.

- Описание той страшной ночи, которая перевернула жизнь Марии.
После этой ночи вся жизнь Марии раздвоилась на две половины: до и после этой ночи. Убитая горем, Мария хочет умереть, но жизнь властно напоминает ей о том, что «она не одна, что в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским теплом, но уже своя отдельная слабая жизнь». Мария ждет ребенка. На страницах повести мы слышим диалог разума и сердца Марии: «Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить!...» Здесь мы слышим ярко выраженную позицию автора, он говорит от лица еще не родившегося ребенка. И Мария остается жить среди трупов и каркающих ворон, пролетающих над головой. Мария смогла найти в себе силы, чтобы жить дальше в этих нечеловеческих условиях. Ее жизненное пространство обозначено сгоревшим хутором, время как бы остановилось. Автор намеренно замедлил его, подробно описывая каждый жизненный шаг Марии.

- Эпизод ухаживания за раненым немцем.
Вернер Брахт – враг, но Мария увидела в нем простого мальчишку, попавшего на войну не по своей воле. Слово «мама», произнесенное им, остановило уже поднятую для убийства руку женщины. Доброта, милосердие, сострадание – вот главные черты характера Марии. Они победили зло, заглушили чув
·ство мести. До самой смерти Вернера Мария ухаживает за ним, как мать, и хоронит его, как и русских солдат.

- Приход животных к подвалу, в котором жила Мария.
Колхозные коровы, овцы, лошади, куры и голуби были спасены этой женщиной от голодной смерти.

- Сбор урожая подсолнечника, кукурузы, свеклы, моркови. Огромных усилий стоила беременной женщине эта работа. Была поздняя осень, потом зима, а она в течение нескольких недель сносила початки кукурузы и шляпки подсолнечника в воронки от снарядов, так как думала не о себе, а о том, как будет смотреть в глаза односельчан, когда они вернутся домой.

- Захоронение наших убитых солдат.
Картины, которые открывались нашим глазам при чтении, разрывают сердце. А Мария нашла в себе мужество и похоронила всех убитых, найденных ею в окопах за селом. Смерть каждого она переживала, как личное горе.

- Спасение детей, эвакуированных из Ленинградского детского дома, найденных Марией в отдаленной копне сена.
Каждому из этих ребятишек она стала настоящей матерью, обогрела, накормила, сшила одежду и т.д. Детей семеро, наверное, не случайно, ведь семь по народным представлениям является счастливым числом. С появлением их на хуторе Мария «оттаяла», как будто ожила.

- Рождение сына.
Появление сына Васеньки – огромное выстраданное счастье для Марии. Ради него она выжила, выстояла в этих трудных условиях. Мария называет его «кровиночкой», слезы радости выступают у нее на глазах. В этот момент «она почувствовала , что в этом тихом младенческом дыхании рожденного ею человека заключается вся ее жизнь, все помыслы и надежды, все, что есть у нее на испепеленной , искромсанной, изуродованной войной земле». В этом момент ей показалось, что она родила всех «малых людей» и должна отвести от них смерть.

8. Анализ тем произведения.

1) Какие темы звучат в произведении?
- тема Родины,
- детства и взросления,
- мужества,
- семьи,
- любви,
- жизни и смерти,
- скорби и печали,
- труда,
- природы,
- животных,
- героизма и подвига,
- народа,
-смирения

2) Расскажите, как эти темы раскрываются писателем? Приведите примеры. (Учащиеся распределены по группам для анализа тем).
9. Анализ проблематики произведения.

1) Какие проблемы поднимают эти темы?
- Война и дети,
- Война и материнство,
- Война и стремление к добру.

Вывод: Человек ответственен за все живое. Никогда нельзя сдаваться, потому что твоя жизнь может спасти еще чью-то жизнь.

10. Анализ художественных средств.

Учащиеся вместе с учителем анализируют отрывок из повести. «Она слегка приподнялась, опустила только что рожденного сына».

Выразительное чтение отрывка.
С помощью каких приемов автор создает образы и подводит к выводам?

11. Работа с текстом по вариантам.
Учащиеся распределены по группам и анализируют художественные средства в отрывках из повести.

1 вариант.
На Марию навалился липкий, холодный страх. «Это Саню убили»,- молнией обожгла ее страшная догадка.
(Липкий, холодный страх, страшная догадка – эпитеты;
страх навалился, догадка обожгла молнией – метафоры).

2 вариант.
Опомнитесь, люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на земле! Оставьте им светлое солнце, и небо, и воды, и землю!
(Риторическое обращение, ряды однородных членов).

3 вариант.
В конце апреля возле погреба, в котором Мария прожила всю осень и зиму, неожиданно зацвела обожженная пожаром яблоня. На ней распускались редкие почки, еще чернели оголенные, тронутые пламенем полумертвые ветки, и уже белые, с красноватой сердцевиной лепестки цветов засияли, нежно и трепетно, красуясь на утренней заре.
(Полумертвые ветки; лепестки засияли, красуясь, – олицетворения. Ожившая обожженная пожаром яблоня - символ возрождающейся жизни.)

12. Осмысление названия произведения и имени главной героини.
1) Как вы думаете, почему В. Закруткин назвал свое произведение «Матерь человеческая»?
2) Почему командир полка «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к безвольно опущенной маленькой руке»?

- Мария берет на себя ответственность за чужих детей, за чужих животных, за раненого немца. Она для всех них становится матерью.

- Перед нею преклонил колено командир полка, пришедшего весной в сожженную деревню, как перед Богородицей. В данном эпизоде Мария предстает в облике Богоматери с младенцем на руках, прошедшей путь мученичества и самоотверженной любви. Поэтому автор назвал свое произведение «Матерь человеческая», а не «Мать», «Мама».
«Матерь» - слово старославянское, слово высокого стиля.

13. Слово учителя:
О святых вещах нужно говорить возвышенными словами. Вспомните, как очень уважительно М. Горький отозвался о Матери: «Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!»
Сегодня у вас перед глазами образ Богородицы с ребенком на руках, представленный на репродукциях картин Рафаэля «Сикстинская Мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» и Казанской иконы Богородицы. Подобный образ увидел и командир отряда.
Каждая мать рождает ребенка на страдания. И она знает, на что отдает свое дитя. Горе Богородицы, отдающей сына людям, может быть понятно любой матери. Богородицу особенно любят на Руси, она считается покровительницей России. И нам нужно помнить, что, оскорбляя даже слово «мать», мы оскорбляем и Богородицу, и свою собственную маму.
Имя главной героини дано тоже в честь Божьей матери Марии. Имя Мария имеет интересную историю.

14. Сообщение подготовленного учащегося о значении имени Мария.

Имя Мария древнееврейского происхождения. По одной версии – горькая, по другой – любимая, по третьей – упрямая. Имя Мария является, пожалуй, наиболее распространенным из женских имен во всем мире. Это объясняется широтой охвата самых различных стран христианством. Наиболее известной его обладательницей была пресвятая преподобная дева Мария Египетская, Мать Иисуса Христа, зачавшая Божьего Сына непорочно после явления к ней ангела Господня. Наряду с другими представителями святого семейства, Пресвятая Дева Мария была причислена к лику Святых уже в первые годы существования христианства. О жизни Богородицы в Священном Писании немного сведений. Известно, что ее родители, Иоаким из Назарета и Анна из Вифлеема, прожили до старости без детей. Архангел известил, что у них родится «благодатная дщерь». Мария по обету родителей с четвертого года жизни была отдана в храм на воспитание как посвященная богу. На четырнадцатом году жизни она обручена с Иосифом.
Она пережила все муки, связанные с жизнью и распятием Иисуса Христа. Немного событий рассказали евангелисты из жизни Богоматери, но вполне достаточно, чтобы ясно очертить идеальный нравственный образ Пресвятой Девы. Предание говорит, что Мария жила до 48 лет, почила при многих чудесных обстоятельствах, была погребена в веси Гефсиманской, но потом чудесно взята на небо.
Высокое почтение к Матери Божьей в христианском обществе восходит к глубокой древности.

15. Выявление авторской позиции.
Какова авторская позиция в этом произведении?

Все, о чем мы говорили, помогает нам понять взгляд писателя на войну. Мы не видим сражений, перед нами обыкновенная, простая русская женщина и типичная судьба ее в годы войны. Закруткин показывает войну как античеловеческое, антигуманное, противоестественное всему начало. Вся повесть залита морем слез, полна какого-то генетического страха и тревоги. Перед читателем широкая река горя людского и горя материнского. С другой стороны, писатель раскрывает необыкновенный характер русской женщины, ее силу духа, способность выстоять, выжить в тяжелейших условиях военного времени. Истоки ее нравственного подвига в любви, милосердии, вере в людей. Это помогло Марии спасти и сохранить «погибающий» мир. Благодаря таким, как Мария, Земля жива.

16. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Сегодня на уроке я открыл (почувствовал, узнал, понял, задумался, испытал, приобщился и т.д.). Закончите предложение.

17. Домашнее задание.

Напишите сочинение «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».











15